Россия теряет свои позиции в «нефтяной игре». Статистика безмолвно свидетельствует о снижении объемов добычи – пока только на 1%, но, как отмечают западные аналитики, пик уровня добычи мы прошли. Проигрываем мы и битву за транзит. И это особенно странно для страны, занимающей центральное и доминирующее географическое положение в Евразии.
Не так давно Казахстан принял решение о перенаправлении части добываемой в стране нефти на юг, через трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Это прямое и безусловное поражение России, которое ставит под сомнение расширение трубы Каспийского трубопроводного консорциума (принадлежащего нашей стране), а также другие подобные проекты.
За решением Казахстана нет никакой политики – только экономические интересы, ведь Россия не в состоянии предоставить своему соседу необходимую инфраструктуру для увеличения экспорта нефти. Только трубопровод БТД, построенный под кураторством США и направленный на подрыв российских экономических интересов в регионе, оказался в состоянии удовлетворить нужды казахских нефтяных экспортеров. Расширение российского КТК до потребной пропускной способности осуществлено не было.
Проблема – в менеджменте «Транснефти», уверены эксперты. С приходом в 2006 году в КТК вице-президента «Зарубежнефти» Владимира Раздухова, предложенного нынешним президентом «Транснефти» Николаем Токаревым на должность генерального директора, прорыва в решении вопроса по расширению КТК не произошло. На бесплодные переговоры были потеряны два года. А за это время на полную мощность заработала трубопроводная система БТД, которая создает реальную конкуренцию российскому нефтяному экспорту из Каспийского региона, направляя его в обход нашей страны.
Под угрозой срыва оказался и проект «Бургас—Александруполис». Этот нефтепровод является фактическим продолжением КТК. На сегодня ни одна российская компания не подтвердила «Транснефти» необходимых объемов для его заполнения. В то же время Казахстан готов поставить до 17 млн тонн на Бургас при условии расширения мощности КТК до 67 млн тонн.
Для России нынешняя деятельность консорциума невыгодна, просто убыточна. Задолженность перед кредиторами составляет 4,8 млрд при стоимости строительства в 2,6 млрд. Государство ничего не получает как акционер, так как схема организации консорциума предусматривает приоритет выплат кредиторам.
Причем трудно сказать, что генеральный директор КТК Владимир Раздухов, который призван был отстаивать интересы государства в консорциуме. Вместо этого он организовал судебную тяжбу с Федеральной налоговой службой (ФНС), которая посчитала, что КТК не доплатил в бюджеты разных уровней 650 млн долларов.
Пока КТК воевал с налоговиками, Россия теряла свои позиции в Каспийском регионе. По оценке специалистов, суммарная добыча нефти на Тенгизском, Кашаганском и Карачаганакском месторождениях достигнет к 2020 году 120 млн тонн. Эти объемы, скорее всего, пойдут не по трубам КТК и Бургас—Александруполиса, а в обход России: по трубопроводам Баку—Джейхан, Баку—Супса и Одесса—Броды. Ключевыми транзитными государствами станут Украина, Турция и Грузия, а на Каспии прочно обоснуются американские и западноевропейские нефтяные компании.
Впрочем, это может стать не единственным провалом нового руководства «Транснефти» во главе с Николаем Токаревым, который занял эту должность осенью прошлого года. «Результаты» не заставили себя ждать. Складывается такое ощущение, что завал образовался на всех мега-проектах «Транснефти». И трубопровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) не оказался исключением.
Сегодня ВСТО сталкивается с рядом серьезнейших проблем. Одна из них — задержка сроков строительства первой очереди. Как выяснилось на совещании во главе с Дмитрием Медведевым, новый менеджмент фактически срывает сдачу в эксплуатацию первой очереди ВСТО — трубопровода Тайшет—Сковородино, которая планировалась на четвертый квартал текущего года. Нет никакой уверенности, что «Транснефть» сумеет решить эту задачу и в 2009 году.
К тому же, по данным Минприроды, к предполагаемому завершению строительства первой очереди месторождения Восточной Сибири и Якутии смогут обеспечить подачу только 10 млн тонн нефти. При самом удачном раскладе нужные объемы можно ожидать не ранее 2014—2015 годов. Значит, потребуется везти еще 20 млн тонн из Западной Сибири.
Но трубопроводное транспортное плечо на Дальний Восток даже из восточных районов Западной Сибири составляет около 7 тыс. километров, то есть почти в полтора раза превышает расстояние до портов на Черном и Балтийском морях. При том размере тарифа, о котором говорят в ведомстве Токарева (90, а то и все 100 долларов за тонну!), кто же будет качать нефть на восток, если на запад — вдвое дешевле? Можно, конечно, заставить нефтяные компании переориентировать часть своей нефти на (у нас пока и такой «бизнес» случается), но тогда сорвутся поставки в Европу.
Прежнее руководство «Транснефти» и Минпромэнерго рассматривало возможность использования казахской нефти в схеме замещения через Самару, благодаря чему удалось бы высвободить порядка 25 млн тонн российской нефти для ВСТО. Однако нынешнее руководство упустило эту возможность.
Почему новое руководство «Транснефти» оказалось не способно решать задачи, с которыми худо-бедно справлялись их предшественники? Некоторые наблюдатели считают деятельность команды Николая Токарева классическим примером недостатков кланового распределения «хлебных» мест.
По неофициальным данным, Николай Токарев имеет погоны генерала одной из влиятельных российских спецслужб. Некоторые источники считают, что его последующий карьерный рост был пролоббирован крупными нефтетрейдерами и заместителем руководителя Администрации президента России Игорем Сечиным.
Видимо, личная лояльность оказалась более важной, чем деловые качества. Ведь на предыдущем месте работы в качестве генерального директора «Зарубежнефти» Токареву также не удалось достичь особых успехов. За неполные семь лет его руководства этим внешнеэкономическим объединением, «Зарубежнефть» умудрилась потерять контракт на строительство первого НПЗ во Вьетнаме общей стоимостью 1,3 млрд долларов. И это несмотря на то, что россияне находились в исключительно благоприятных условиях.
Называют и другие контракты, которые до прихода команды Токарева имелись в портфеле «Зарубежнефти». Однако многие из них после радикальной смены руководства были потеряны, а новых не появилось. Ситуации, похожие на то, что произошло во Вьетнаме, повторялись в Анголе, Иране, Ираке и на Балканах, где «Зарубежнефть» также потеряла целый ряд потенциально важных проектов.
Основная причина — отсутствие необходимого опыта управления во внешнеэкономической сфере руководящего звена «Зарубежнефти» во главе с Николаем Токаревым, повсеместная замена профессионалов на лояльные, но малокомпетентные кадры, считают наблюдатели.
Та же картина наблюдается сегодня и в «Транснефти». Так, недавно была организована проверка ВСТО Счетной палатой с явным прицелом на возбуждение уголовных дел против бывшего руководства «Транснефти». Проведена кадровая зачистка в центральном аппарате и региональных подразделениях.
Что останется после «зачисток»? Будет ли новая команда работать эффективнее, чем в «Зарубежнефти»? Сомнительно. И пока власти будут определяться с выбором между «своими» и профессионалами, может утечь много воды.