Российские автопроизводители озабочены: рост мировых цен на сталь лишает их прибылей и заставляет поднимать цены на свою продукцию, популярность которой в народе и так падает год от года. Скоро они будут не в состоянии производить дешевые автомобили – то есть потеряют единственное оправдание своего существования.
С этими опасениями представители автопрома обратились в Минпромэнерго с требованием введения защитных мер. В письме, которое Объединение автопроизводителей России направило на имя главы министерства Виктора Христенко, повышение цен, предпринятое крупнейшими металлургическими компаниями - НЛМК, ММК, «Северсталью» (РТС: CHMF), «Евразом» и «Мечелом» - названо «неоправданным».
«С апреля 2008 года цены на металл для автомобильной промышленности в среднем выросли на 38%, а шарикоподшипниковые заготовки подорожали на 40%. Такой резкий скачок цен на сырье неминуемое повлечет за собой увеличение себестоимости отечественных автомобилей и серьезно снизит их конкурентоспособность, так как в среднем доля стали в материалах автомобиля - около 70%, а стоимость металлопроката составляет 20-22% от его себестоимости», - отмечают авторы письма, которое цитирует «Интерфакс».
Мотивацию металлургов, которые объясняют рост цен на свой металлопрокат общемировым удорожанием железной руды, автопроизводители не признают. «Сами компании полностью контролируют сырьевую базу и не зависят от мировых колебаний цен», - утверждается в письме.
В качестве меры воздействия на «зарвавшихся» металлургов, автопроизводители требуют ввести на российскую металлопродукцию повышенных экспортных пошлин. «Эта система уже доказала свою эффективность при регулировании экспорта нефтепродуктов», - говорится в документе.
Металлурги, опрошенные «Интерфаксом» назвали письмо автопроизводителей бредом.
По словам представителя одной из металлургических компаний, повышение цен на металлургическую продукцию в России является следствием роста внутренних цен на уголь и тарифов естественных монополий. Напомним, эти тарифы растут опережающими темпами.
Депутат Государственной Думы, председатель Горно-металлургического профсоюза России Михаил Тарасенко убежден, что такое грубое госрегулирование металлургической отрасли может привести к её кризису, а также создать внутренний дефицит.
«Призывы представителей отдельных отраслей к введению госрегулирования цен на металл могут лишь дестабилизировать ситуацию в отрасли, - пояснил он в интервью ИА «Интерфакс». - Единственное, чего можно добиться, пытаясь ограничить естественную коррекцию цен на металлопродукцию, так это затормозить ранее заявленные программы по увеличению производства металлопродукции с высокой добавленной стоимостью, дефицит которой уже сегодня ощущается рынком. Более того, это может привести дефициту металла на внутреннем рынке. Металлурги не могут работать себе в убыток, следовательно, они будут вынуждены увеличивать продажи на экспортный рынок».
Кроме того, М.Тарасенко отмечает, что введение экспортных пошлин на металл может повлечь за собой сокращение метпроизводства, что, в свою очередь, вызовет снижение налоговых отчислений, зарплат рабочих и будет иметь серьезные социальные последствия.
Позиция металлургов выглядит более убедительной. Несмотря на то, что как раз сегодня первый вице-премьер Сергей Иванов особо отметил миссию отечественного автопрома по снабжению населения относительно дешевыми автомобилями, российские автопроизводители получают все меньше преференций от властей.
К тому же аналогичное выступление с просьбой сдержать цены на металл в 2004 году потерпело фиаско. Напомним, в марте 2004 года тогдашний премьер-министр России Михаил Фрадков получил сразу несколько писем с просьбой разобраться с металлургами, взвинтившими цены на свою продукцию. В частности, премьеру жаловались гендиректора и президенты нефтяных, автомобильных и трубных компаний, а также мэр Москвы Юрий Лужков. Бизнесмены и чиновники просили Фрадкова использовать «механизмы госрегулирования», чтобы не допустить дальнейшего роста цен, например ввести максимальную экспортную пошлину на продукцию металлургов.
Контраргументы металлургической отрасли были теми же, что и сегодня: рост цен на металлы оказался меньше, чем на потребляемые металлургами ресурсы. При этом металлурги повышали в первую очередь экспортные цены (за I квартал 2004 г. - на 65 %), а на российском рынке металлопродукция подорожала лишь на 27%. На этом основании Минэкономразвития приняло решение, что рост цен и получаемой металлургами прибыли «имеет рыночную основу», а государство «не имеет права вмешиваться в ценообразование самостоятельных компаний».
Представители министерства тогда особо подчеркивали, что введение высоких экспортных пошлин приведет к потере зарубежного рынка российскими металлургами, на который будет трудно вернуться вновь.
Единственная мера, которая обсуждалась МЭРТом - снижение или отмена импортных пошлин на металлопродукцию (максимальный тариф в 21% действует на поставки арматуры с Украины). Однако до сих пор на этом направлении не предпринято действенных шагов.
Рост цен на металл – беда не только российских автопроизводителей. С удорожанием основного сырья столкнулись все зарубежные автоконцерны. Так, корейская Hyundai заявила, что рост цен на сталь и другие материалы привел к увеличению себестоимости автомобилей более, чем $500 долл. за штуку и это повышение будет сложно покрыть за счет снижения других затрат. Ранее компании пришлось согласиться на 20-процентное повышение цен на узлы и детали, поставляемые ее смежниками.
Индийская Economic Times сообщает, что рост цен на сталь на автомобильную сталь на 30-40% ставит под угрозу пересмотра уже объявленную цены для самого дешевой в мире машины «Нано», которая выпускается индийской Tata. Цена этого автомобиля была заявлена в январе на уровне 100 тыс. рупий ($2550), и сама компания настаивает, что эта стоимость сохранится неизменной.
Honda Motor Co., один из крупнейших японских производителей автомобилей, чтобы справиться с повышением цен, может увеличить потребление алюминия. Китайская Great Wall решила отреагировать на рост издержек переходом на выпуск более дорогих моделей.