Российскому автопрому не дают делать дешевые машины

Российские автопроизводители озабочены: рост мировых цен на сталь лишает их прибылей и заставляет поднимать цены на свою продукцию, популярность которой в народе и так падает год от года. Скоро они будут не в состоянии производить дешевые автомобили – то есть потеряют единственное оправдание своего существования.

С этими опасениями представители автопрома обратились в Минпромэнерго с требованием введения защитных мер. В письме, которое Объединение автопроизводителей России направило на имя главы министерства Виктора Христенко, повышение цен, предпринятое крупнейшими металлургическими компаниями - НЛМК, ММК, «Северсталью» (РТС: CHMF), «Евразом» и «Мечелом» - названо «неоправданным».

«С апреля 2008 года цены на металл для автомобильной промышленности в среднем выросли на 38%, а шарикоподшипниковые заготовки подорожали на 40%. Такой резкий скачок цен на сырье неминуемое повлечет за собой увеличение себестоимости отечественных автомобилей и серьезно снизит их конкурентоспособность, так как в среднем доля стали в материалах автомобиля - около 70%, а стоимость металлопроката составляет 20-22% от его себестоимости», - отмечают авторы письма, которое цитирует «Интерфакс».

Мотивацию металлургов, которые объясняют рост цен на свой металлопрокат общемировым удорожанием железной руды, автопроизводители не признают. «Сами компании полностью контролируют сырьевую базу и не зависят от мировых колебаний цен», - утверждается в письме.

В качестве меры воздействия на «зарвавшихся» металлургов, автопроизводители требуют ввести на российскую металлопродукцию повышенных экспортных пошлин. «Эта система уже доказала свою эффективность при регулировании экспорта нефтепродуктов», - говорится в документе.

Металлурги, опрошенные «Интерфаксом» назвали письмо автопроизводителей бредом.

По словам представителя одной из металлургических компаний, повышение цен на металлургическую продукцию в России является следствием роста внутренних цен на уголь и тарифов естественных монополий. Напомним, эти тарифы растут опережающими темпами.

Депутат Государственной Думы, председатель Горно-металлургического профсоюза России Михаил Тарасенко убежден, что такое грубое госрегулирование металлургической отрасли может привести к её кризису, а также создать внутренний дефицит.

«Призывы представителей отдельных отраслей к введению госрегулирования цен на металл могут лишь дестабилизировать ситуацию в отрасли, - пояснил он в интервью ИА «Интерфакс». - Единственное, чего можно добиться, пытаясь ограничить естественную коррекцию цен на металлопродукцию, так это затормозить ранее заявленные программы по увеличению производства металлопродукции с высокой добавленной стоимостью, дефицит которой уже сегодня ощущается рынком. Более того, это может привести дефициту металла на внутреннем рынке. Металлурги не могут работать себе в убыток, следовательно, они будут вынуждены увеличивать продажи на экспортный рынок».

Кроме того, М.Тарасенко отмечает, что введение экспортных пошлин на металл может повлечь за собой сокращение метпроизводства, что, в свою очередь, вызовет снижение налоговых отчислений, зарплат рабочих и будет иметь серьезные социальные последствия.

Позиция металлургов выглядит более убедительной. Несмотря на то, что как раз сегодня первый вице-премьер Сергей Иванов особо отметил миссию отечественного автопрома по снабжению населения относительно дешевыми автомобилями, российские автопроизводители получают все меньше преференций от властей.

К тому же аналогичное выступление с просьбой сдержать цены на металл в 2004 году потерпело фиаско. Напомним, в марте 2004 года тогдашний премьер-министр России Михаил Фрадков получил сразу несколько писем с просьбой разобраться с металлургами, взвинтившими цены на свою продукцию. В частности, премьеру жаловались гендиректора и президенты нефтяных, автомобильных и трубных компаний, а также мэр Москвы Юрий Лужков. Бизнесмены и чиновники просили Фрадкова использовать «механизмы госрегулирования», чтобы не допустить дальнейшего роста цен, например ввести максимальную экспортную пошлину на продукцию металлургов.

Контраргументы металлургической отрасли были теми же, что и сегодня: рост цен на металлы оказался меньше, чем на потребляемые металлургами ресурсы. При этом металлурги повышали в первую очередь экспортные цены (за I квартал 2004 г. - на 65 %), а на российском рынке металлопродукция подорожала лишь на 27%. На этом основании Минэкономразвития приняло решение, что рост цен и получаемой металлургами прибыли «имеет рыночную основу», а государство «не имеет права вмешиваться в ценообразование самостоятельных компаний».

Представители министерства тогда особо подчеркивали, что введение высоких экспортных пошлин приведет к потере зарубежного рынка российскими металлургами, на который будет трудно вернуться вновь.

Единственная мера, которая обсуждалась МЭРТом - снижение или отмена импортных пошлин на металлопродукцию (максимальный тариф в 21% действует на поставки арматуры с Украины). Однако до сих пор на этом направлении не предпринято действенных шагов.

Рост цен на металл – беда не только российских автопроизводителей. С удорожанием основного сырья столкнулись все зарубежные автоконцерны. Так, корейская Hyundai заявила, что рост цен на сталь и другие материалы привел к увеличению себестоимости автомобилей более, чем $500 долл. за штуку и это повышение будет сложно покрыть за счет снижения других затрат. Ранее компании пришлось согласиться на 20-процентное повышение цен на узлы и детали, поставляемые ее смежниками.

Индийская Economic Times сообщает, что рост цен на сталь на автомобильную сталь на 30-40% ставит под угрозу пересмотра уже объявленную цены для самого дешевой в мире машины «Нано», которая выпускается индийской Tata. Цена этого автомобиля была заявлена в январе на уровне 100 тыс. рупий ($2550), и сама компания настаивает, что эта стоимость сохранится неизменной.

Honda Motor Co., один из крупнейших японских производителей автомобилей, чтобы справиться с повышением цен, может увеличить потребление алюминия. Китайская Great Wall решила отреагировать на рост издержек переходом на выпуск более дорогих моделей.

Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.