С первыми теплыми днями начался активный автомобильный сезон. Но автомобилистов ожидает неприятный сюрприз – цены на топливо готовятся резко скакнуть вверх. Впрочем, оптовые цены на автомобильные бензины и дизтопливо уже выросли, причем нешуточными темпами – в среднем, около 10% за минувший месяц.
«Подорожали все нефтепродукты, включая авиационный керосин», - сказал Bigness.ru Павел Строков, директор по развитию и маркетингу информцентра «Кортес». Нынешний виток цен он считает чрезмерным: «если мы декларируем, что рост цен на топливо не должен превышать годовую инфляцию, то сейчас мы за один месяц выбрали львиную долю всей инфляционной составляющей», - отмечает эксперт.
С начала марта по первую неделю в среднем по России автомобильное топливо дорожало следующим образом:
- Аи-92,93 подорожал на 12% (с 20975 руб/т до 23488 руб/т)
- Аи-95 подорожал на 7,7% (с 22907 руб/т до 24660 руб/т)
- Летнее дизтопливо – на 13% (с 19959 руб/т до 22562 руб/т)
Аналогичная ситуация наблюдалась в прошлом году. За аналогичный период 2007 года рост цен на автомобильное топливо показывал аналогичную тенденцию – оптовые поставки Аи-92 год назад подорожали за март на те же 12%, Аи-95 – на 5,4%, солярка – на 10%. «Сначала цены разово поднимаются, потом идет общественная реакция, и лишь потом государство пытается объявить мораторий».
Нынешнее повышение произошло из-за нескольких факторов, считают эксперты: из-за роста мировых цен на нефть, а также из-за опасений дефицита.
Дефицит – пугающий миф
Остановка мощностей некоторых крупных НПЗ на профилактические ремонты, о которых так много говорили нефтяники, свершилась и внесла свою лепту в рост цен. «Ремонт завода – это опасения нехватки нефтепродуктов, опасения его потенциального дефицита», - говорит Строков. По его мнению, на таких новостях потребители топлива сами «разогревают» рынок.
Вместе с тем, эксперт подчеркнул, что опасения дефицита мало подкрепляются реальностью. «Свято место пусто не бывает», - напоминает Строков. Крупные НПЗ сами боятся потерять свои рынки сбыта, быть с них вытесненными. Поэтому перед каждым профилактическим ремонтом нарабатываются резервные объемы топлива, которые позволят насытить свою долю рынка.
Кроме того, АЗС в крупных региональных рынках, например в той же Москве, в основном поделены между ВИНКами, независимых заправок остались единицы. А уж свои сбытовые сети ВИНКи всегда наполнят.
Впрочем, угроза дефицита топлива на внутреннем рынке возникла и из-за высоких темпов роста мировых цен на нефть. «Российские экспортные пошлины на нефть, которые и так установлены на рекордно высоком уровне, особого влияния на объемы экспорта не оказывают – при нынешних котировках “черного золота” экспорт нефти все равно выглядит привлекательнее поставок на внутренний рынок», - сказала Bigness.ru директор департамента маркетинга НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Елизавета Толстая.
Кроме того, начало месяца характеризуется обязательным выполнением экспортных обязательств по поставкам, что тоже «напрягает» рынок, напомнили нашему изданию аналитики департамента маркетинговых исследований Research.TechArt группы «ТЕКАРТ». Они приводят в пример ситуацию осени 2007 года, когда внутренний рынок был «осушен» поставками по экспорту, что не замедлило отразиться на ценах.
Дикий рынок
Оптовые цены формируются не от себестоимости производства, а от рынка. «Этот метод формирования цены непредсказуемый», - говорит Павел Строков из «Кортеса».
«Сейчас у нас сильно (в пределах 7% с марта по апрель) подорожала нефть на внутреннем рынке. Нефтяные компании хотят получать на внутреннем рынке такую же прибыль, как и при экспорте нефти, ‑ сказал эксперт в интервью Bigness.ru. ‑ Поэтому нижняя граница цены на нефть у нас формируется “методом обратного счета”: из экспортной цены выкидываются транспортные издержки, экспортные пошлины, и получается стоимость, при которой нефть все равно куда везти – на внутренние или зарубежные рынки».
Так как целью нефтяных компаний является прибыль, то вовсю используются факторы местного рынка, говорит Строков. Отметим, что Федеральная антимонопольная служба такие манипуляции на местном рынке порой называет картельными сговорами и злоупотреблением монопольным положением.
Розничные цены
Пока рост розничных цен отстает от опта. За март-апрель в рознице цены поднялись: на Аи-92 – на 2,6%, на Аи-95 – на 2%, на дизтопливо – на 2,2%.
«Между оптом и розницей есть временной лаг», говорит директор по развитию и маркетингу информцентра «Кортес». «У нас, как правило, оптовые и розничные цены слабо кореллируются на коротких периодах», - отмечает он.
Независимые АЗС сдерживают розничные цены, пока они не подходят к норме рентабельности. За этой чертой они вынуждены либо работать себе в убыток (в случае моратория), либо повышают цены. По расчетам Строкова, которыми он поделился с Bigness.ru, в среднем по стране этот предел еще не достигнут. О
тталкиваясь от средних розничных и оптовых цен на сегодняшний день, эксперт делает вывод, что до предела рентабельности оптовые цены должны подорожать еще на 1200 рублей за тонну. То есть еще на 4-5%. Такими темпами, к началу дачного сезона рост цен в оптовом секторе может в полной мере перекинуться на розницу – если, конечно, власти не наложат очередной мораторий. Уже до конца апреля литр горючего подорожает копеек на 50, уверен Строков.
Тем более, что для очередного витка цен у нефтяников появились «железные основания»: РЖД со второго апреля провело индексацию тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки по территории России, напомнили Bigness.ru в Research.TechArt.
Потенциал роста внутренних цен на топливо действительно впечатляющий, подтверждает Елизавета Толстая из «2К Аудит». По её словам, благодаря практике сдерживания цен на топливо внутри страны, уровень стоимости автомобильного бензина на внутреннем рынке составляет почти 69,9% от цен мирового рынка.
"Очевидно, что власти пытаются оградить внутренний рынок от внешних факторов, однако роста цен избежать не удается", - сказала она Bigness.ru.
Сергей Малинин