Абхазские цементные заводы могут спасти большую сочинскую стройку от дефицита этого материала, уверены российские власти.
С момента объявления Сочи местом организации зимних Олимпийских игр 2014 года было понятно, что нашего цемента не хватит для удовлетворения нужд глобальной застройки. Именно поэтому российские власти поглядывают на Абхазию как на «лакомый кусок».
Республика – соседка Сочи, от границы рукой подать, а значит, и транспортировка цемента будет недорогой, говорит наша собеседница директор Департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood Ольга Широкова.
По словам аналитика рынка недвижимости Андрея Бекетова, «ближе всего от будущей стройки расположен завод Новороссийска. Этот цемент один из самых ходовых, но его мощностей не хватает даже для удовлетворения сегодняшних нужд. Всем известно о дефиците цемента в России. Поэтому Абхазия была бы выгодна России», – поделился он с нашим деловым порталом.
Россия заявила о том, что хочет разместить на территории непризнанной республики несколько цементных заводов еще в прошлом году. Кроме того, российские чиновники надеялись организовать на территории Абхазии добычу гальки и производство кирпича. Обсуждаемые размеры инвестиций оценивались в сотни миллионов долларов.
Российский вице-премьер Александр Жуков открыто заявил тогда, что Абхазия станет одним из поставщиков строительных материалов для Сочи. Министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба в свою очередь прокомментировал стремление России к сотрудничеству так: «Абхазия включена в зону Олимпиады, и мы связываем с российскими инвестициями надежды на развитие нашей экономики», – резюмировал планы Сухуми абхазский министр.
«Я считаю, это было бы полезно самой Абхазии – это рабочие места. Цемент необходим не только Сочи, но и Абхазии, чтобы отстроить то, что было разрушено во время войны. После войны прошло много лет, и республика должна отстраиваться. Сочи – это важная и полезная стройка», ‑ сказал Bigness.ru начальник информационного отдела Юго-Осетинской части смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта Инал Плиев.
Однако вопрос со строительством производственных мощностей пока так и повис в воздухе. Всему виной – угрозы со стороны Грузии.
Справка: После развала СССР Абхазия, входившая в состав Грузинской ССР, заявила о своей независимости. Грузия в августе 1992 года ввела войска в Абхазию, но встретила там вооруженное сопротивление. Вооруженный конфликт, приведший к потере Грузией контроля над Абхазией, завершился 30 августа 1993 года. С тех пор Абхазия добивается признания своей независимости, которую пока не признало ни одно из государств. Мир в зоне грузино-абхазского конфликта поддерживают Коллективные силы по поддержанию мира СНГ, укомплектованные российскими военнослужащими. Переговоры по урегулированию конфликта прерваны в 2006 году.
Как только стало известно об участии Абхазии в подготовке Сочи к Играм, председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе заявила, что «любые совместные проекты Москвы и Абхазии без учета грузинских интересов вызовут не только негативную реакцию со стороны Грузии, но и поставят под вопрос правильность решения о месте проведения Олимпиады».
А через пару месяцев с заявлением выступил бывший президент Грузии Эдуард Шеварднадзе. Он призвал бойкотировать Олимпиаду в Сочи: «Если Россия не разрешит вопрос с Южной Осетией и Абхазией, она должна быть наказана так же, как Советский союз в 1980 году за ввод войск в Афганистан».
Действия Грузии называет безосновательными наш собеседник Инал Плиев: «Любые попытки воспрепятствовать строительству таких нужных объектов не только политические, безосновательные и преступные, но и чисто с человеческой точки зрения – аморальны и безнравственны», – возмущается представитель контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта.
По словам И.Плиева, «исходя из международного права, государство становится субъектом этого права в силу самого факта своего существования, а не в силу признания. Абхазия субъект международного права. Влияние Грузии на Абхазию в плане выбора решения исключено». Если Абхазия согласна сотрудничать с российской стороной – никаких препятствий для строительства на ее территории российских заводов нет.
В любом случае, в этих условиях было бы целесообразно поторопиться с решением о признании Абхазии частью России, считают наши собеседники. Однако этот вопрос в подвешенном состоянии полтора десятка лет.
С другой стороны, строительство заводов по производству цемента в Абхазии возможно без вмешательства российского государства, считает А.Бекетов. Инвестировать этот бизнес могут частные инвесторы – это будет им интересно. Цемент становится все более дефицитным и востребованным товаром, напоминает эксперт.
Однако его коллега – Ольга Широкова отрицает возможность участия частного российского капитала. По ее словам, до сих пор никто из бизнесменов не решился вложить деньги в это мероприятие. «Там непонятен политический режим. Строить там завод частный до разрешения политситуации – очень рискованно. Так же рискованно, как покупать землю в Абхазии. Когда вы покупаете там землю и не знаете, насколько законно она оформляется – это риск», – говорит представитель компании Blackwood.
Даже если завод сумеют построить, и он начнет свое производство, непонятно, как будут переправлять строительные материалы через абхазскую границу. «Даже истинно абхазский продукт – мандарины – сегодня трудно вывезти из Абхазии, что уж говорить о таком стратегическом сырье, как цемент?» – делится она.
Пока противостоящие стороны выясняют отношения, строителям приходится ломать голову, где найти поставщиков. По словам О.Широковой, рассматриваются варианты поставок стройматериалов из Китая, Сибири, Украины.
Цемент для сочинской стройки в любом случае, найдется, успокаивают эксперты, вопрос в цене доставки и стоимости материала. Китай и Сибирь слишком далеко от курортного города, а что касается Украины, наверняка она будет диктовать условия по цене.
Наталья Трефилова