При объединении компаний конечные потребители зачастую остаются в проигрыше, говорится в новом исследовании двух американских экономистов. При слиянии и поглощении производители в полной мере используют свою рыночную власть. Не всякий потребитель знает, но именно после объединений производителей известные марки средств личной гигиены, водка и многое другое заметно прибавили в цене.
Французский концерн спиртных напитков Pernod Ricard поглубже засовывает руку в карман: на прошлой неделе компания заявила о том, что хочет купить за 5,6 млрд евро шведского конкурента Vin & Sprit. Pernod Ricard готов вложить большие деньги в государственное предприятие и его марку водки Absolut при том, что синергия от сделки принесет максимум 150 млн евро в год. Быть может, у французской компании имеются какие-то определенные мотивы для этой сделки. Вероятно, Pernot Ricard намерен таким образом развивать свое доминирование на рынке для того, чтобы повышать цены на свою продукцию, пишет газета Handelsblatt.
Это предположение вовсе не теория или абстракция, как может показаться на первый взгляд. По крайней мере, это показывает опубликованное в конце марта исследование двух американских экономистов, профессора Принстонского университета Орли Ашенфельтера и его соавтора Даниэля Хоскен из Федеральной торговой комиссии США. Результаты пяти исследований ученых показывают, что конечные потребители должны сильней тратиться на тот или иной продукт после того, как одна компания берет под свой контроль и управление другое предприятие.
Оба ученых исследовали экономические последствия объединений на примере пяти поглощений американских конкурентов в конце 90-х годов. В том числе они рассматривали поглощение компаний на рынке спиртных напитков. Стоит заметить, что при этом они пикантно ссылаются как раз на планы Pernod Ricard. Так, в 1997 году цены значительно выросли после слияния производителей спиртных напитков Guinness и Grand Metropolitan в Diageo, который затем стал руководить мировым алкогольным рынком.
Кроме того, экономисты проанализировали последствия взятия под контроль и управление производителя тампонов и прокладок Tambrands (Tampax, Always) корпорацией Procter and Gamble, а также два объединения двух продавцов моторного масла и искусственного кленового сиропа. При проведении своего исследования ученые имели доступ исключительно к подробным данным – статистике продаж сотни тысяч американских супермаркетов, зарегистрированных через электронные кассы сканера. Таким образом, они знали не только прейскурантную стоимость товаров, но и то, какие продукты и по каким ценам потребители купили в действительности. Вследствие этого они могли оценить также долю рынка, занимаемую отдельными производителями.
Итак, согласно результатам, в четырех из пяти рассмотренных случаях объединенные предприятия заметно повышали свои цены. Оказалось, что лишь на американском рынке искусственного кленового сиропа не устанавливаются никакие отрицательные для потребителей ценовые изменения. В остальных четырех случаях продукты объединившихся подорожали на 3-7%. После слияния Guinness и Grand Metropolitan за бутылку 0,75 л виски Johnnie Walker Red Lable граждане должны были платить на 9% больше, чем раньше. Водка Smirnoff и джин Tanqueray повысились в цене более чем на 3%.
В некоторых случаях Ашенфельтер и Хоскен наблюдали, что слившиеся предприятия поднимали цены не на все товары, а только на некоторые марки. Так, после объединения двух ведущих продавцов моторного масла лишь продукты марки Quaker State подорожали почти на 8%. Цену масла Pennzoil производители оставили неизменной. Именно поэтому масло Quaker стало продаваться не так хорошо, а доля рынка Pennzoil, напротив, значительно росла.
Согласно выводам ученых, стратегия имеет смысл только тогда, когда предприятие предлагает сразу несколько сильных марок. Именно поэтому любители водки, вероятно, имеют небольшую причину расстраиваться относительно запланированного поглощения Vin & Sprit французским концерном Pernod Rica.
Антон Смирнов, главный редактор аналитического журнала «Слияния и поглощения», не совсем согласен с учеными. Обычно сделки по слиянию и поглощению осуществляются как раз для того, чтобы сделать бизнес более эффективным, рентабельным, снизить издержки производства, отмечает эксперт в интервью Bigness.ru. Именно поэтому, согласно классической теории, цены на продукцию, напротив, должны уменьшаться. Впрочем, в случае если антимонопольные органы вовремя не проследили и на рынке образовалось доминирование той или иной компании, то действительно результат объединения предприятий действительно может отразиться на конечном потребителе через повышение цен.
Эльвира Чукмарова