Новость о том, что германский автомобильный концерн Volkswagen разработает специально для России бюджетный автомобиль (стоимостью до 10 тысяч долларов США), обошла все СМИ, и была с восторгом воспринята многими автолюбителями. Некоторые даже начали злорадствовать – мол, вот он, последний гвоздь в гроб АвтоВАЗа. Однако не все так однозначно – в попытке захватить самую бюджетную нишу, немцы могут потерять большем, чем получить.
Действительно, Volkswagen – концерн с хорошими традициями. Ориентируясь на массовый спрос, цены на его автомобили всегда находились на сравнительно низком уровне. При этом качество, долговечность и потребительские свойства этих германских автомобилей известны давно.
Производство "русского народного автомобиля" будет налажено на калужском заводе Volkswagen. Малолитражка будет построена на базе Polo – младшей платформе в семействе Volkswagen. Предыдущая модель продавалась в России за $15 тыс, новая (2008 г.) будет продаваться за $20 тыс.
Кроме того, на этой платформе поострены такие автомобили, как Seat Ibiza, Seat Cordoba, Skoda Fabia, VW Lupo. В 2009 году сойдут с конвейера первые серийные компактные хэтчбэки Audi A 1, имеющие в основе все тот же маленький «народный автомобиль». А в Индии активно строится завод Volkswagen, на котором с 2010 года будут производить еще одну бюджетную модель на базе Polo. Учитывая особенности индийского рынка, можно ожидать, что она станет не просто дешевой, а экстремально дешевой. Ведь конкурировать придется с такими машинами, как Tata Nano производства одноименного концерна стоимостью $2550.
Удешевление модели (в том числе и для России) будет идти традиционным путем. «Уберут все опции, без которых можно доехать из точки А в точку Б. Без комфорта, без электропакета», - делится своими размышлениями с Bigness.ru руководитель департамента консалтинговой, выставочной и издательской деятельности ОАО «Автосельхозмаш-холдинг» (АСМ-холдинг) Виктор Пашков.
Он сомневается в успехе начинания Volkswagen. «Очень много сомнеий, что VW что-то сделает», - говорит Пашков. Он напомнил, что многие зарубежные автопроизводители заявляли о готовности сделать для России автомобили дешевле $10 тыс, однако особого успеха никто не добился. «И Renault Logan, и Ford Focus постепенно дорожают и уже выбились из рамок в $10 тыс», - констатирует эксперт.
Добавим, что производство бюджетных моделей сталкивается с опережающим ростом цен на металл. Рост цен на сталь на автомобильную сталь на 30-40% заставляет автомобильные концерны пересматривать сбытовую политику. Так, корейская Hyundai заявила, что рост цен на сталь и другие материалы привел к увеличению себестоимости автомобилей более чем на $500. Ранее компании пришлось согласиться на 20-процентное повышение цен на узлы и детали, поставляемые ее смежниками.
Honda Motor Co., один из крупнейших японских производителей автомобилей, чтобы справиться с повышением цен, может увеличить потребление алюминия. Китайская Great Wall решила отреагировать на прост издержек переходом на выпуск более дорогих моделей.
Однако главный риск немецкого концерна, по мнению Пашкова, заключается в смещении акцентов спроса россиян на автомобили. По словам эксперта, «раньше наиболее популярной нишей были машины от $5 до $10 тыс, но сейчас спрос сместился в сектор $15-20 тыс». И этот процесс будет продолжаться, если не случится каких-то негативных изменений в экономике, уверен Пашков.
Состояние рынка будет зависеть от многих причин. Но оснований говорить, что VW будет иметь большой успех с малолитражками, нет. «Предпочтения покупателей смещаются в сторону более дорогих, комфортабельных автомобилей», - подчеркнул эксперт.
В этой связи можно сделать вывод, что россияне в большей степени обрадовались бы снижению цен на производимые в России Passat -ы не на 5%, как решили немцы, а на 20% (что вполне реально, с учетом более дешевой рабочей силы и меньших пошлин на ввоз комплектующих, по сравнению с готовыми автомобилями). Тогда россияне смогли бы получить безальтернативное предложение комфортабельного семейного седана D -класса стоимостью от $20 тысяч.
Однако зарубежные инвесторы продолжают исповедовать колониальную логику – туземцам сойдут и консервные банки на колесах.
Сергей Малинин