Строительство стало одним из полюсов роста российского ВВП. Чем меньше строят, тем хуже для экономики. И сегодня строительный бум в России «напоролся» на дефицит стройматериалов. И у властей все больше соблазна решить этот вопрос жесткими мерами.
Впрочем, дефицит стройматериалов – видимо, общая беда всех бурно растущих экономик. Все решают эту проблему по-разному. Так, на днях президент Венесуэлы Уго Чавес заявил о проведении немедленной национализации отрасли по производству цемента. В телевизионном обращении он сказал, что его правительство не может более терпеть то, как частные компании экспортируют цемент, который крайне необходим самой Венесуэле, испытывающей острую нехватку жилья. У.Чавес пообещал при этом предоставить частным компаниям «справедливую компенсацию» за перевод цементного производства под государственный контроль.
Справка: Три крупнейшие цементные компании в Венесуэле принадлежат иностранному капиталу. Мексиканская «Семекс» ( Cemex ) контролирует почти половину венесуэльского цементного рынка, а практически вся другая половина приходится на французскую «Лафарж» ( Lafarge ) и швейцарскую «Холцим» ( Holcim ).
Достичь успеха жесткими административными методами несколько ранее пытался губернатор Иркутской области Александр Тишанин. Глава региона запретил вывозить цемент из области, производимый местными заводами. «Эта мера стабилизировала рынок цемента, позволила компенсировать его дефицит», – сообщил он в интервью одному местному изданию.
Как сообщают специалисты Федеральной антимонопольной службы (ФАС) на своем сайте, в сентябре 2007 года должностными лицами Восточно-Сибирской железной дороги (филиала ОАО «РЖД») был издан ряд приказов, которыми была запрещена отгрузка цемента за пределы Иркутской области.
Собеседник Bigness . ru – анлитик недвижимости Геннадий Стерник отнесся к действиям предприимчивого губернатора спокойно и прокомментировал их так: «Конечно, можно национализировать все. Вводить снова Госплан, ограничивать цены, можно построить социализм в конце концов, как Уго Чавес. Правда, делать это есть смысл только тогда, когда вы заставите производить цемент по регулируемым низким ценам и в необходимых государству объемах», – иронизирует эксперт.
Правда, предупреждает эксперт, производить цемент в таких условиях будет невыгодно. В итоге заводы перестанут производить, а если и не перестанут, то будут отгружать на склады до лучших времен. В конце-концов, возникнет дефицит. Мы уже это проходили и знаем, что из этого будет, мы этого больше не хотим», – говорит Г.Стерник.
К мнению аналитика недвижимости присоединяется и президент Градостроительного общества России Александр Кривов. «К запрету экспорта цемента иркутским губернатором я отношусь отрицательно. В Иркутске вообще мало строят, да не очень хорошо, а он еще и цемент запретил вывозить. На мой взгляд, цементную отрасль не стоит национализировать», – сообщил собеседник нашим читателям.
В общем, хотели как лучше… Запрет на вывоз цемента действительно не спас иркутских застройщиков от дефицита в пиковый период. «С августа по октябрь цемента не было вообще, его было не достать ни за какие деньги», – рассказал генеральный директор ООО «Торгово-финансовая компания» Сергей Кустов.
У строительных компаний в качестве альтернативы был китайский цемент, но даже существенная разница в цене не покрывает разницу в качестве, констатируют специалисты – китайская продукция вновь отличилась низкой пригодностью.
Производители бетона также не ощутили на себе действие распоряжения. По информации компании «БетонШик», дефицит стройматериала оставался на прежнем уровне, и цемент стабильно дорожал – три плановых и два непредвиденных повышения цен. С начала года он вырос в цене на 25%.
Из-за перебоев одна из крупных строительных компаний города простаивала около полумесяца. По словам Сергея Кустова, избежать издержек и взять цемент про запас невозможно, так как этот стройматериал теряет активность уже через два месяца. Сейчас региональный рынок цемента застыл, свидетельствуют специалисты. В итоге, объёмы строительства упали на 80-90%.
Порция страданий досталась и производителям. Их объемы продаж упали в разы. Решение губернатора вступило в силу аккурат к зиме. «В это время поставлять цемент только в область невозможно: здесь, в частности в Иркутске, не строят», – прокомментировал ситуацию генеральный директор ООО «Ангарскцемент» Иван Никифоров. Предприятию недостаточно местных потребителей.
Из-за инициативы власть имущих предприятие растеряло часть потребителей в соседних регионах, а теперь вынуждено восстанавливать утраченные связи. Завод отстаёт от плана сбыта на 25 тыс. тонн, констатирует производитель. Сегодня в регионе под угрозой срыва нацпроект «Доступное жилье», добавляет он.
Такое положение дел насторожило служителей закона. ФАС России возбудила дело в отношении администрации Иркутской области. Под раздачу попали также ОАО «Холдинговая компания «Сибирский цемент», ООО «Ангарский цемент» и Восточно-Сибирской железной дороги по признакам нарушения пунктов 3 и 4 статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции».
По словам начальника управления контроля промышленности ФАС Алексея Ульянова, «такая практика противоречит не только закона о конкуренции, но и конституции. Это не иначе, как возврат в бандитские 90-е годы! Это злостный и топорный инструмент!» – восклицает он в интервью Bigness . ru .
По словам А.Ульянова, признаки нарушения антимонопольного законодательства усматриваются в том, что администрация региона и «Сибирский цемент», который является крупнейшим производителем цемента в Сибирском федеральном округе, в 2007 году заключили соглашение, в соответствии с которым компания обязуется реализовывать за пределы Иркутской области только невостребованный строительным комплексом региона цемент.
Расследования по делу все еще ведется, дойдет ли оно до суда и каким будет вердикт, пока не ясно. В ФАС лишь пояснили нашему изданию, что максимальное наказание, предусмотренное за подобные законом нарушения – это штраф, размер которого может составить до 4% от годового оборота организаций, участвовавших в сговоре. «Кто-то ведь должен возместить убытки цементопроизводителям», – поясняют там.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что в Россия, похоже, пока не готова национализировать отрасль по примеру Уго Чавеса. Тем более что независимые эксперты выдвигают собственные предложения по тому, как избавиться от дефицита этого строительного материала.
Александр Кривов: «У нас дефицит на рынке цемента оттого, что у нас крайне устаревшие технологии строительства и очень высокий расход цемента. У нас на 1 кв.м жилья уходит 0,8 куб.м цемента, то есть, около двух тонн. Современные полноценные строительные системы требуют примерно в два раза меньше ‑ 0,3-0,4 куб.м.Только изгнание цемента из строительства, способно рационализировать и строительство, если его ввести в ранг осмысленных высоких технологий».
Геннадий Стерник: «Необходимы рыночные отношения, тогда и цемента будет достаточно. А пока с рынком у нас все очень сложно. У нас то монополизм, то давление властей, в общем, гиперрегулирование. Надо, чтобы производители цемента подняли цены на свой цемент для российских строителей, чтобы последние делили с ними свои сверхприбыли. Тогда заводы будут больше вкладывать в производство, и не будет дефицита цемента».
Раз нет дефицита, нет и смысла повышать цены в дальнейшем. В итоге нет повода думать о национализации отрасли, уверены специалисты. Прислушается ли к их мнению власть, остается только догадываться.
Наталья Трефилова