Кризисом перепроизводства называют чиновники сложившуюся на рынке труда ситуацию. Куда не глянь – кругом одни юристы и экономисты. Только ленивый сегодня не обучается по этим специальностям.
Правительство РФ всерьез озаботилось проблемой. Не так давно министерство образования и науки подготовило прогноз рынка труда на 5 лет. Специалистов юридической и экономической направленности уже сейчас слишком много, а в ближайшее время их число будет только расти – таковы выводы.
Министерство образования приняло решение сократить количество бюджетных мест по двум направлениям: экономика и управление и гуманитарная сфера (в большей степени юриспруденция). Бюджетные места на этих факультетах урежут в пользу специальностей, связанных с информатикой и вычислительной техникой, а также естественными науками.
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко прокомментировал ситуацию так: «Это не желание создать какие-то проблемы для ребят, а просто сигнал о том, что, получив определенную профессию, через какое-то время они окажутся безработными, и им придется переучиваться».
С министром соглашаются и некоторые кадровики. «Последние годы, начиная с перестроечных времен юристов и экономистов, также как представителей некоторых других профессий, выпускал почти каждый вуз, это породило “кризис перепроизводства”. Сейчас эти специалисты по-прежнему нужны, но высокой квалификации, которая была приобретена ими в результате практической деятельности. Если говорить об экономике в целом, то очевиден дефицит представителей квалифицированных рабочих специальностей», – поделился с деловым порталом Bigness.ru гендиректор кадрового центра «Эксперт» Андрей Устюжанин.
Однако так думают не все. Эксперты кадрового центра «ЮНИТИ» уверены в том, что в России нет никакого перепроизводства экономических и юридических кадров. На взгляд нашего собеседника, управляющего партнера департамента «Финанс» КЦ ЮНИТИ Юлии Винча, политика сокращения количества бюджетных мест на экономике и юриспруденции нецелесообразна.
Естественно, не совсем логично, когда какой-нибудь тракторный техникум выпускает экономиста широкого профиля. Однако вовсе не обязательно учебному заведению прикрывать эти направления.
Целесообразнее сделать более специализированными экономистов и юристов тех же технических ВУЗов. «К примеру, если это выпускник Академии нефти и газа, то у него должна быть четкая специализация – юрист/экономист в нефтегазовой отрасли», – говорит Юлия Винча.
В России сегодня не хватает толковых инженеров, квалифицированных сантехников, слесарей, строителей, архитекторов, специалистов по IT-технологиям. Однако это не повод увеличивать финансирование этих специальностей в ущерб другим, считает наша собеседница.
Сокращение гуманитарных и экономических мест в институтах скажется негативно на рынке труда. «Это повлечет за собой следующую ситуацию – через несколько лет будет переизбыток специалистов с хорошим опытом и дефицит на более низких вакансиях (грубо говоря, выпускников). Если утрировать: все хотят быть начальниками, но нет подчиненных», – объясняет Ю.Винча нашим читателям.
По ее словам, в настоящее время практически все выпускники, желающие работать по специальности экономист или юрист, трудоустраиваются. Мало того, многие их них начинают работать уже на последних курсах института. Специалистам с опытом работы хотя бы год есть предложения. На одного молодого такого, как правило, приходится порядка двух-трех вакансий.
Проблема не в том, что на рынке переизбыток этих специальностей. Проблема в качестве образования, а также отношения к нему студентов. Среди них немало таких, которые получают высшее образование ради корочки.
В «ЮНИТИ» советуют чиновникам заострить внимание и на том, как идет взаимодействие служб занятости выпускников при институтах с потенциальными работодателями. «У меня в практике было несколько случаев, когда нам были нужны студенты последних курсов для работы в крупные холдинги, но, позвонив в ВУЗы, мы получили от них вопрос: “Сколько Вы нам заплатите?”» – возмущается эксперт.
Резюмируя вышесказанное, специалист ЮНИТИ отмечает, что государство в попытках преобразовать систему образования, выбирает не совсем те пути. От сокращения бюджетных мест чиновникам лучше отказаться. Тем более не понятно, как в будущем сложится ситуация в стране.
Хотя в целом переживать пока за занятость будущих юристов, экономистов и других специалистов не имеет смысла. По некоторым данным в России безработица составляет 2% от всего трудоспособного населения. В Москве эта цифра и того меньше – 0,4%.
Наши собеседники все же попытались как-то сориентировать будущих специалистов, дабы не попасть последним впросак. Небольшой секрет от кадровика: в значительной степени, то, какие специальности будут востребованы через 10 лет, зависит от выбранных нашим правительством приоритетов социально-экономического развития, считает Андрей Устюжанин. «Решит государство поддержать наше авиастроение – будет востребована масса специалистов в этой высокотехнологичной отрасли. Захотят развивать нанотехнологии, будут востребованы эти выпускники», – говорит он.
По его словам, в этой жизни вряд ли ошибутся связавшие свою жизнь с топливо-энергетическим комплексом. «Довольно сбалансированная ситуация в финансовой сфере, бурно развивается страхование, строительство, сфера услуг, маркетинг, фармацевтика», – заключает эксперт.
Наталья Трефилова