Российский рынок ипотечного кредитования «сворачивается». Не стоит поддаваться на банковскую рекламу, говорящую о доступности ипотеки. Банкам все тяжелее выдавать кредиты, а населению все сложнее и неинтереснее их брать.
«У банков нет сейчас денег, чтобы выдавать кредиты даже на 10-20 лет, не говоря уже о 50-ти. Если я не ошибаюсь, за последнее время ни один банк в России не смог занять такие длинные деньги, чтобы выдавать ипотечный кредит. В прошлом году только ВТБ выбил заем за рубежом сроком на 5 лет», – сказал Bigness.ru а налитик банка «ТРАСТ» Евгений Надоршин.
На эти мысли эксперта натолкнул анализ ситуации, сложившейся с ипотечным кредитованием.
Попытки разместить евробонд в этом году у этого банка, как впрочем, и у многих других не увенчались успехом. Иностранные инвесторы не выдают займы по тем причинам, что очень плохая ситуация на мировых рынках. По словам нашего собеседника, они не готовы брать на себя никакие риски, в частности, риски российского финансового сектора.
Е.Надоршин акцентирует внимание на том, что многим кредитным организациям сейчас даже на год не дают денег. За счет чего сегодня живет ипотека, можно только догадываться. Многим банкам сейчас кредиты не по карману, поэтому они сворачивают программы.
Сообщение о том, что государственное «Агентство по ипотечному кредитованию» (АИЖК) вдвое сократило объемы по выкупу у банков закладных, только драматизирует ситуацию.
По мнению депутата Госдумы РФ Ивана Грачева, АИЖК стало более разборчиво относиться к закладным, дабы не допустить повторения американского ипотечного кризиса. Именно поэтому выделяет банкам меньше денег.
По пути АИЖК идут сами банки и ужесточают требования к заемщикам.
Значит ли это, что из-за предвзятости госагентства к банкам количество выданных ипотечных кредитов в первом квартале уменьшится вдвое?
Евгений Надоршин отвечает на этот вопрос так: «АИЖК это второй игрок на ипотечном рынке. На его примере этого нельзя утверждать, но и нельзя исключать, что выдача ипотечных кредитов снизится вдвое. Велика вероятность, что именно такими могут оказаться темпы снижения, если не более высокими».
У банков вдвое меньше денег, вдвое меньше и потенциальных клиентов, а значит, и вдвое меньше проданных в ипотеку квартир. Участники рынка не имеют доступа к длинным иностранным деньгам, которые в значительной степени питали ипотеку. «Банки пока еще показывают рост на “длинных” кредитах, но получают они их на срок не больше трех лет. При этом эти деньги им выдают не только под ипотеку. В составе иностранных займов есть и средства на автокредиты, и на потребкредиты», – говорит Е.Надоршин.
Пока поставить точный диагноз российскому рынку ипотечного кредитования, сложно, говорит он. Это можно будет сделать только по результатам первого квартала. То есть более менее объективная информация появится не менее, чем через несколько недель.
Раз ипотека в России потихоньку «загибается», отчего банки изо всех сил пытаются «натянуть на лицо улыбку» и заманить клиента пониженными ставками? Напомним, в последнее время ряд российских банков заявил об уменьшают стоимости ипотеки за счет удорожания других кредитов, в частности автомобильных.
Евгений Надоршин сомневается, что банки действительно идут на уступки. «А вы уверены, что происходит снижение ипотечных ставок за счет того же извлечения ставки из других продуктов, в частности из ставки по автокредиту? А вы уверены, что не наблюдается одновременный рост и той, и другой ставки или сильное сворачивание или урезание ипотеки? Это могут быть всего-навсего банковские уловки», – не без иронии говорит эксперт.
Банкам сейчас приходится нелегко, продолжает наш собеседник. Большинству из них в последнее время приходится концентрироваться на более коротком сегменте: авто- и потребкредитах, ‑ в такой ситуации не до скидок по ипотеке?
Напомним, что собеседники Bigness.ru не первый раз в этом году уверяют, что повода для снижения ставок по кредитам у банков нет. Так что в сложившихся на финансовом рынке условиях не стоит легкомысленно доверять рекламе.
Действительно, банковский маркетинговый ход рассчитан на то, чтобы число потенциальных клиентов возросло. Однако это вовсе не значит, что все без исключения получат «дешевые» кредиты.
Банк преследует свои корыстные цели. Он увеличивает контингент платежеспособных желающих, дабы было из кого выбрать тех, кто согласится не на рекламную, а на более дорогую ставку.
Читайте также: Недоступная ипотека: смягчение условий кредитования – пустые мечты
Наталья Трефилова