Секрет успешности или провальности бизнес-проекта так и останется секретом – чтобы разгадать его, не поможет даже армия маркетологов. Впрочем, «идеальные» провалы почти всегда неразрывно были связаны с идиотскими ошибками, над которыми сегодня смеется весь мир.
1 апреля – День дураков – лучшее время, чтобы вспомнить о наиболее ярких бизнес-провалах.
Зачастую перспективы бизнеса напрямую зависят от «обертки» товара – иными словами, от бренда. Как судно назовешь – так оно и поплывет… Но только бренд-менеджеры не всегда учитывают, что это «судно» может заплыть в самые неожиданные «порты».
Нередки случаи, когда оригинальное название на чужом языке означает что-либо нецензурное. Чаще всего на этом попадались автомобильные бренды. Начать, конечно, лучше с отечественных «Жигулей», которые партия и правительство под этим же названием собиралось продавать всему миру.
Казус оказался в том, что в нескольких языках «родное» название итало-советского автомобиля имело не очень приличные созвучия. В этом смысле особенно отличился венгерский язык, в котором есть выражение «щикули» с абсолютно нецензурным переводом, в других языках «Жигули» напоминали понятие «жиголо». В итоге, уже в 1975 году все экспортные ВАЗы были переименованы в LADA.
Впрочем, наши соотечественники – не единственные, кто так «попадал» с брендами на зарубежных рынках. Чаще всего веселили автолюбителей планеты японцы. Перу их креативщиков принадлежат такие перлы, как Daihatsu Motor Naked («обнаженный мотор Дайхацу») или Isuzu GIGA 20 Light Dump («маленькая мусорная куча»).
Компания Mitsubishi, выводя свой легендарный внедорожник Pajero на рынки Латинской Америки и Испании не учла, что «пахеро» (так читается на испанском Pajero ) переводится как «онанист». Пришлось срочно переименовывать машину в Montero. Похожая ситуация в испаноговорящих странах случалась и с Fiat Punto. Punto на латиноамериканских наречиях был насмешливым названием маленького мужского достоинства.
Впрочем, ошибки в названиях – это зачастую просто недальновидность. А вот излишне провокационное продвижение продукта граничит порой с глупостью. Компания Kraft Foods решила увеличить объемы продаж своих жевательных конфет Trolli Road Kill Gummi Candy. Однако мультипликационный ролик, размещенный в интернете, привел в конечном итоге к тому, что производство конфет пришлось свернуть. В ролике милые зверюшки, перебегавшие ночную дорогу, смешно пугались, оказываясь в свете фар быстро приближавшегося автомобиля. На этом ролик заканчивался. Что со зверями происходило дальше, любой мог догадаться, открыв пакетик с конфетами, выполненными в форме раздавленных автомобильными шинами змей, цыплят и белочек.
Компания Boeing Integrated Defense Systems удивила публику дважды. В одном из номеров вашингтонского издания National Journal компания опубликовала рекламу одного из своих самых грандиозных продуктов – многофункционального военно-транспортного конвертоплана V 22 Osprey. На ней Osprey был показан в момент воздушной атаки на мечеть. Подпись под фотографией гласила: «Он спускается с небес. Забавно, но после этого наступает ад». Закрепиться в рейтинге компании помогли ее извинения в ответ на шквал гневных писем и телефонных звонков. Представителям Boeing пришлось извиняться, а конвертоплан потерял рынки сбыта в исламских странах.
Впрочем, осознанная провокация, хоть и может быть идиотской, все же является попыткой достичь некоего результата. Идиотские ошибки, напротив, появляются спонтанно и способны изгадить любое начинание.
Так, известен до боли глупейший случай на Токийской фондовой бирже в 2005 году, когда один из трейдеров компании Mizuho Securities ошибся клавишей на своем компьютере и продал 610 тыс. акций компании J - Com за одну иену, вместо того, чтобы продать одну акцию за 610 тысяч. Ошибку быстро заметили, однако Токийская биржа потребовала, чтобы заказ был выполнен. Mizuho Securities потеряла на сделке $225 млн., что примерно соответствовало ее годовой прибыли.
Впрочем, ошибку можно списать на человеческий фактор. Порой это даже работает в плюс популярности. Больший ущерб репутации наносит выведение на рынок гениального, но совсем сырого продукта. Так, в хит-парад самых идиотских бизнес-решений в сфере высоких технологий попала новая операционная система Windows Vista от Microsoft.
Составители рейтинга считают, что продукт, для которого предлагается опция даунгрейда до предыдущей версии, вряд ли можно назвать удачным. Напомним, из-за множества нареканий к новому продукту от Microsoft, вотчина Билла Гейтса без громких анонсов разрешила производителям компьютеров под управлением Windows Vista включать в комплект поставки ПК диск с предыдущей версией операционной системы ‑ Windows ХР.
Отдел информации