Нефтяники добились-таки своего. Минфин выделит в следующем году в эту отрасль бюджетные деньги путем ослабления налогового бремени. Нефтянка получит дополнительные 100 млрд рублей – много это или мало?
Напомним, что нефтяники не раз поднимали вопрос о том, что чрезмерная налоговая нагрузка отбивает их интерес к разработке новых месторождений. Сегодня при высоких ценах на нефть (прогноз МЭРТ на 2008 год – $86 за баррель) и налогах у нефтяников остается в лучшем случае в кармане порядка 25 долларов с барреля нефти.
ОАО «Роснефть» предлагала ввести налоговые каникулы по налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для месторождений в труднодоступных регионах и для новых месторождений с трудноизвлекаемыми запасами.
Зампред Комитета Госдумы по собственности, в прошлом – гендиректор ОАО «Удмуртнефть» Евгений Богомольный сказал в интервью Bigness.ru, что «вопрос об отвязке НДПИ от экспортных цен стоял давно. Цена не отражает сути экономических процессов, которые происходят при добыче нефти. Есть старые месторождения, где 90% воды добывается и 5-10% нефти, а НДПИ один и тот же для всех».
Генеральный директор НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Тамара Касьянова солидарна с нефтяниками. Действительно, «НДПИ не учитывает дифференциальную ренту и ее изменение в зависимости от стадии разработки месторождения. От этого сильно страдают компании, которые реализуют нефть по ценам ниже мировых. Привязка НДПИ и экспортных пошлин к ценам на нефть создана для того, чтобы налоговая нагрузка изменялась пропорционально денежным потокам нефтяных компаний. Это на руку государству, но не нефтяникам», – поделилась она с Bigness.ru.
Доля НДПИ в структуре федерального бюджета составляет примерно 45%. Правительству выгодно иметь высокие налоги на добычу природных ресурсов и в частности нефти. Чем выше цена на нефть, тем больше поступлений бюджет.
Впрочем, «Роснефть» предлагает Минфину компенсировать выпадение части доходов госказны из-за послаблений по нефтяному НДПИ увеличением налога на прибыль.
Предложение «Роснефти» увеличить налог на прибыль в счет снижения налога на добычу нефти не совсем обдуманно. «Если платить постоянную сумму налога с каждой добытой тонны, то доходы нефтяников также существенно снизятся. В этом нет смысла», – считает Касьянова.
Пока Минфин еще не затронул тему налога на прибыль, зато решил компенсировать выплаты НДПИ в 2009 году на 100 млрд рублей. Гендиректор НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» уверена, что для нефтяных компаний они будут незначительной поддержкой. По ее словам, с учетом их чистых доходов и выплат по налогам на прибыль, сумма, которую планирует выделить Минфин, не будет существенно оптимизировать расходы.
С Касьяновой соглашается и Евгений Богомольный. Однако бывший нефтяник рад, что государство хоть как-то обратило внимание на проблемы нефтяников. «Этих денег сегодня едва хватит на разработку 200 скважин в труднодоступных районах, что гораздо меньше 1% от общего количества действующих сегодня».
Чиновник считает, что подобными единовременными акциями проблему не решить. Нужно в корне менять сам подход к налогообложению. Пока же Минфин даже не разъяснил, на каких принципах будут менять налогообложение и ждать ли дифференциации НДПИ в зависимости от «сложности» месторождения.
Так что, между кем и кем распределят бюджетные 100 млрд. в будущем году не ясно. Может случиться и так, что средства раскидают поровну между теми, кто добывает легкую нефть и теми, кто работает себе в убыток, осваивая труднодоступные месторождения.
Наталья Трефилова