Перед российской военной промышленностью вновь поставлена задача конверсии – массового перехода на выпуск продукции гражданского назначения. В прошлом эти попытки лишь разрушали оборонный комплекс. Однако сегодня это может стать «единственным шансом повысить конкурентоспособность».
О переводе военно-промышленного комплекса (ВПК) на гражданские рельсы во вторник говорил первый вице-премьер правительства Сергей Иванов. Предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) РФ к 2015г. должны увеличить долю выпуска гражданской продукции до 60%, заявил он на заседании Военно-промышленной комиссии.
Точных данных о существующем положении дел в «оборонке» нет. Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Дмитрий Васильев поделился с Bigness.ru данными исследования за 2006 год. По итогам 2006 года у 20 крупнейших предприятий ВПК 23% выручки приходилось на гражданскую продукцию. Правда, к этим данным нужно относится осторожно, предупреждает читателей Bigness.ru Васильев: многие заметные предприятий не вошли в топ-20. «Мы не включали сюда, например, НПО «Сатурн», Пензенский моторный завод, ‑ говорит Васильев. ‑ Хоть они и работают на оборонку, но их основная выручка приходится на гражданский сектор».
В любом случае, очевидно, что доля гражданской продукции в объеме продукции российского ВПК вряд ли превышает одной трети. И задача выйти на 60% (то есть удвоить объем продукции) является весьма амбициозной.
Отечественная оборонка помнит как минимум две подобные попытки. Впервые решение о снижении доли гособоронзаказа в объеме выпуска продукции (и увеличении «гражданской» части) было принято в 1988 году. Решение было политическим, поэтому гособоронзаказ был сразу и без всяких обоснований сокращен на 30%. Вместе с тем, это решение не было сопровождено ни оргподготовкой, ни финансовым планом, ни доктринальной проработкой.
Как показала история, поспешная конверсия стала началом развала оборонной промышленности Советского Союза. Второй удар по ВПК пришелся в 1997 году, когда была принята Федеральная целевая программа реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998-2000 годы. К тому времени (еще до кризиса) уровень недофинансирования гособорнзаказа составил чудовищные 79%. Новая программа тоже сработала «в минус» - деструктивные процессы в отрасли продолжились, утеря многих критически важных технологий стала необратимой.
Неудачи прошлых лет убедили многих представителей отрасли в губительности конверсии. Однако перевод производства на гражданские рельсы – «единственный шанс повысить конкурентоспособность», уверен Владимир Рубанов, вице-президент Лиги содействия оборонным предприятиям России (ЛСОПР).
«Требования массового потребителя к продукции как правило выше, чем в сделке между двумя людьми, которые отвечают только за освоение денег», - так Рубанов обозначил разницу между ориентацией на гражданский сектор и гособоронзаказ. Применение техники в гражданском секторе предъявляет к разработчикам больше требований по качеству и стоимости. В качестве примера подходы к внедрению российской спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. «Для военных сгодятся навигационные приборы любого веса ‑ пусть бегают. А когда мы выходим на рынок, громоздкие приборы окажутся неконкурентноспособны – потребитель диктует свои требования к продукции», - сказал Рубанов в интервью Bigness.ru.
Эксперт уверен, что секрет высокого качества продукции в ВПК зарубежных государств обеспечивается тем, что «у них идет военное применение гражданских разработок». По его мнению, это единственный шанс повысить конкурентоспособность предприятий, занимающихся производством высоких технологий.
Владимир Рубанов обращает внимание на проекты, которые инициировала DARPA – государственное агентство США, занимающееся прорывными технологиями на деньги Пентагона. За право получить заказ от этой структуры борются крупные корпорации, потому что это очень престижно.
«Куда эти технологии потом пойдут, в военную сферу или гражданскую – не столь важно», - говорит вице-президент ЛСОПР.
Так, однажды была поставлена задача создать гибкую сеть связи, которая могла бы выдержать крупные катаклизмы. Эта технология стала известна как Интернет, которая была освоена прежде всего в гражданском секторе. Сейчас она активно используется в военных и разведывательных целях.
«Сейчас финансируется проект по автоматизированному переводу речи на любых языках. В каком секторе это может быть быстрее внедрено? В гражданском», - констатирует Рубанов.
Но кто будет следить за тем, чтобы конверсия не приобрела карикатурный характер? Сергею Иванову самому приходилось критиковать оборонщиков за попытку производить «абы что». В частности, во время посещения одного оборонного предприятия, специализирующегося на выпуске ракетно-космической и авиационной техники, Иванову были с гордостью продемонстрированы… стиральные машины, выпуск которых освоили на заводе. Первый вице-премьер продемонстрировал свое недовольство.
И вполне обоснованно, считает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Дмитрий Васильев. «Стиральные машины гораздо лучше производит и продает Bosсh и Indesit. Надо делать конкурентоспособную продукцию», - сказал он Bigness.ru. Васильев вспомнил свой визит на Мотор Сич – его удивило то, что это предприятие производит (кроме продукции военного назначения) соковыжималки. «Я не знаю, кто их покупает», - удивляется он.
Впрочем, невидимая «рука рынка» сама укажет «оборонщикам» путь к выживанию. В любом случае, власти недвусмысленно дали понять – гособоронзаказ больше не будет средством спасения утопающих.
Сергей Малинин