В России слишком накладно ремонтировать и прокладывать дороги. Российские производители цемента и битума для дорожного строительства задирают непомерные цены. У главы Минтранса Игоря Левитина осталась одна надежда – что «заграница нам поможет». Минтранс предлагает ударить по бездорожью снижением ввозных пошлин на цемент и битум для дорог. За кордоном эти блага куда дешевле. «Воровать надо меньше», - отвечают эксперты.
По словам Левитина, цены на цемент за последние пять лет в России увеличились в 4,6 раза. Цены на песок и битум выросли в 2,5-4,5 раза. «Из пяти лет один год у нас ушел полностью на восполнение потерь от роста цен, так как индекс-дефлятор у нас составлял всего 2,2», – передает слова чиновника РИА «Новости».
И.Левин отметил, что правительство дало поручение Федеральной антимонопольной службе, Минэкономразвития, Минрегиону и Минпромэнерго проработать внесенные Минтрансом предложения.
Министерство транспорта РФ также предлагает создать систему биржевой торговли стройматериалами для автодорог в рамках товарно-сырьевой биржи, которая должна заработать в мае текущего года.
Лечить российские дороги от ям да выбоин надо не отменой пошлин на стройматериалы, а истреблением воровства и эффективным управлением выделенными на ремонт и строительство средствами, считает вице-президент Ассоциации строителей России (АСР) Владимир Пономарев.
По его мнению, шаг к снижению импортных пошлин, правильный, но малоэффективный. «На рынке особую роль занимают посредники и перекупщики. Покупая более дешевые строительные материалы, они стремятся побольше загрести себе в карман. В условиях недостаточно развитого российского рынка, только лишь снижением пошлин ничего не добиться», – поделился специалист с Bigness . ru .
Высокие пошлины – это лишь малая крупица проблем, считает В.Пономарев. Всему виной – непрозрачность этой отрасли. То, что закрыто от глаз – создает почву для коррупции, воровства, нарушения строительных норм. «Достаточно проехать по любой трассе с контролирующими службами и мы выясним, что дорог, построенных в соответствии со всеми стандартами – единицы. Дело вовсе не в том, что недостаточно выделяется денег на строительство. Проблема в том, что нет достаточного контроля за этим процессом», – восклицает эксперт.
Одобренная в соответствующих органах проектно-сметная документация вовсе не гарант отличного качества дороги. «Мало того, что надзорные органы закрывают глаза и на то, что строители кладут асфальт прямо в лужи. Часто во время принятия дорог выясняется, что она на несколько сантиметров уже, асфальтовое покрытие тоньше, чем было заложено в проекте, дороги не окантованы, толком нет разметки. При этом на все эти мероприятия в смете были заложены средства. Вопрос – куда девались деньги?» – спрашивает В.Пономарев.
Однако контролирующие органы при приемке закрывают на все эти детали глаза и принимают дорогу в том виде, в котором есть. Даже небольшие недоделки в процессе строительства приводят к тому, что дорога служит, к примеру, не пять лет, а чуть больше года.
В итоге, от ям и канав страдают непосредственные плательщики дорожных налогов – водители. Н.Пономарев считает, что это происходит оттого, что сфера строительства дорог закрыта от общественного контроля. Где нет общественного контроля – там не порядка.
Он привел в пример США. «В недавней командировке я спросил американских строителей, какими методами у вас борются с коррупцией? Мне ответили, что процесс формирования проекта, само строительство и приемка объекта под контролем не коммерческой и не госкомпании, а независимой общественной управляющей организации», – поделился эксперт.
По словам вице-президента АСР, у нас в России рычаги контроля находятся в руках гособъединений, госкорпораций и т.п. Это огромное искушение для коррупционеров. «Взяточничество процветает на стыке бизнеса и власти», – добавил он.
Еще немаловажный фактор отсутствия нормальной дорожной сети в России – правовая безграмотность населения. «Единичные случаи существуют, когда владелец авто обратился в суд по причине того, что попал в аварию или повредил машину из-за плохого состояния дорожного полотна. Хотя суды с удовольствием рассматривают такие дела и становятся на сторону автовладельца», – говорит Владимир Пономарев.
Если бы граждане чаще обращались за справедливостью в суды, дорожникам пришлось бы несладко. Если доказано, что поломка авто связана именно с плохим качеством дороги, ответственные за состояние полотна службы будут обязаны возместить ущерб.
Наталья Трефилова