Картошка, капуста, колбаса, хлеб… кредитная карточка. Банковская кредитка скоро станет товаром в вашей потребительской корзине. Скоро ее можно будет взять на полке в магазине, причем, абсолютно бесплатно. Столь своеобразное ноу-хау повысит популярность потребкредитов, уверены банкиры.
Речь идет о распространении пластиковых банковских карт таким же образом, как и контрактов на подключение сотовой связи – в упаковках, содержащих всю необходимую информацию и документацию для подключения, а также магнитную карту.
Так называемые кредитки в коробках спасут банки от дефицита клиентов. Начальник управления продуктовых менеджеров одного из столичных банков Денис Ремизов сообщил, что в апреле их организация надеется заключить первые договоры на распространение этих карт в торговых сетях.
По словам Ремизова, коробку с неименной картой, которая будет лежать на полке или на стенде, можно будет взять бесплатно. Получив карту, клиент активирует ее через сайт банка, заполняя анкету, на основании ее банк за 30 мин примет решение о предоставлении кредита.
Максимальный кредитный лимит по такой карте 100 тыс. руб., сообщают «Ведомости». Если решение будет положительным, к заемщику выедет агент и на месте оформит кредитный договор.
Изгаляться в выборе подхода к клиенту банки пытаются не первый год. Основной канал продаж карт посредством почтовой рассылки, за счет которой банки формировали более половины «пластикового» кредитного портфеля, уже перестает давать тот же эффект, что и раньше.
Люди все меньше желают влезать в долги. По словам заместителя гендиректора Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Андрея Мельникова «в 2007 году доля группы населения, не пользующегося услугами банков, выросла до 46% по сравнению с 37% в 2006 году. Это произошло в основном в результате сокращения количества пользователей потребительскими кредитами», – передает его слова РИА «Новости».
Тому виной раскрытие эффективной ставки по потребительским кредитам. По мнению Мельникова, причиной этого является тот факт, что люди стали считать, сколько процентов в итоге им приходится переплачивать. В текущем году ситуация может усугубиться в связи с поправками в закон «О банках и банковской деятельности» вступившими в силу 19 марта, считают специалисты.
Закон должен заставить предоставлять клиентам полную и достоверную информацию обо всех платежах – например, за открытие счёта, обслуживание кредитной карты, обналичивание денег.
В условиях нового закона банки могут и вовсе распугать своими ставками клиентов, считают некоторые специалисты. По мнению собеседника Bigness.ru – директора НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Тамары Касьяновой, от этого нововведения, прежде всего, пострадают банки, работающие в секторе экспресс-кредитования и кредитных карт. Именно по этим банковским продуктам наиболее велик разрыв между заявленной и эффективной ставками.
Другой наш собеседник – председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин ‑ высказывался о том, «что вряд ли благодаря этим поправкам ситуация сильно изменится. В новых поправках, не указано, каким образом, каким шрифтом, каким цветом, на какой странице, в какой момент банки раскрывают эту информацию. Без этих деталей банки найдут всевозможные способы, чтобы не доносить внятно информацию об эффективной ставке по кредиту», – поделился он с нашим порталом.
Естественно, если у банка есть выбор – открыть перед клиентом все карты или найти лазейку в законе и скрыть дополнительные комиссии, он выберет последнее. То есть, будет обманывать потребителя.
Так что, пока клиенты не поймут, что их водят за нос, а Центробанк и Роспотребнадзор активно не возьмутся за обманщиков, у кредитных организаций вряд ли поубавится клиентов из-за новых поправок.
Хотя, по мнению, независимых специалистов, банкам все-таки стоит искать законные «пути отступления». Задачка весьма сложная. В ближайшее время им предстоит найти ответ на вопрос: как зарабатывать те же деньги открыто и при этом не распугать клиентов большими процентами и комиссиями?
Наталья Трефилова