Россия не готова к цивилизованному автострахованию, уверены отечественные страховщики. В Госдуму внесен законопроект, предлагающий перенести сроки вступления в силу норм о прямом возмещении убытков по ОСАГО с 1 июля 2008 года на 1 января 2009 года, а также оставить некоторые, не очень справедливые, по мнению автовладельцев, нормы закона.
Ничего необычного в этом нет, сказал Bigness.ru главный редактор журнала «Русский полис» Вадим Демченко – это нормальная логика бизнеса. Любая уступка потребителю в сфере ОСАГО, пусть даже стократно обоснованная, повышает убыточность этого вида страховой деятельности.
Напомним, согласно принятому пакету поправок в закон об ОСАГО, инициированных Минфином, с 1 июля 2008 года «автогражданка» должна была стать более цивилизованной. Так, за возмещением убытков автовладелец (потерпевший в аварии) смог бы напрямую обращаться к своему страховщику, а тот, в свою очередь, уже потом решал бы вопрос со страховой компанией виновника ДТП. Должно было упроститься и оформление документов о ДТП, если водителей двое и обошлось без человеческих жертв, а сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей – в этом случае не пришлось бы вызывать сотрудников ГИБДД.
Поправки содержали также целый ряд приятных «мелочей»: так, выплаты на восстановление или замену деталей производились бы в полном объеме, без вычетов за «износ» (что порой критично для машин с большим пробегом). Впрочем, этот пункт инициаторы нового законопроекта предлагают вообще отменить.
«Мы поддерживаем инициативу по поводу отсрочки, ‑ сказал Bigness.ru Константин Харьков, руководитель дирекции андеррайтинга ОСАГО Страховой группы «УралСиб». ‑ На российском рынке существует ряд системных проблем, препятствующих скорейшему вступлению в силу поправок по прямому урегулированию убытков в ОСАГО».
По его словам, если поправки «страховых лоббистов» отклонят, то какое-то время этот рынок будет работать «не очень скоординировано». По словам Харькова, к сегодняшнему дню не готова необходимая инфраструктура для реализации поправок Минфина.
В частности, до сих пор не организован клиринговый центр для проведения последующих расчетов между страховыми организациями, к которому должны будут присоединиться все страховщики.
«Если не будет готов тот же клиринговый центр, то процедуры расчета между двумя страховыми компаниями усложнятся», - сказал Харьков, добавив, что от этого могут пострадать потребители.
Относительно страховых выплат без учета износа деталей эксперт настроен жестко: по его мнению, это «однозначно приведет к росту убыточности ОСАГО, а у мошенников может возникнуть дополнительный соблазн инсценировки ДТП». Константин Харьков подчеркнул, что разговор о выплате без учета износа можно вести только в контексте увеличения тарифов.
Вместе с тем, идею прямого регулирования менеджер УралСиба считает хорошей. «Но будет лучше для всех – и для страхователей, и для страховщиков, если эти поправки вступят в силу чуть попозже», - сказал он Bigness.ru.
С ним согласен и главный редактор «Русского полиса». «Это тяжелая норма для страховщиков, которая требует от игроков рынка дополнительного напряжения», - сказал нам Вадим Демченко, приводя в пример Казахстан, который похожим образом пришел к прямому возмещению убытков по обязательному автострахованию. «Сегодня для них это большая проблема, ‑ говорит Демченко. ‑ Проблема связана с тем, что возникает необходимость в более высоком уровне доверия между собой и в обмене информацией. Возрастает порядок затрат на борьбу с мошенничеством».
Вместе с тем, он признает: «прямое регулирование – это классика». «Рано или поздно к этому приходят все, - сказал Вадим Демченко в интервью нашему порталу. Минфин здраво ожидает, что спустя четыре года после введения закона и нам пора вводить эту норму».
Сергей Малинин