Нефтяники вновь готовят общество и власти к новому витку цен на автомобильное топливо. И вновь они оправдывают это дефицитом, который якобы наступит в апреле. Однако объективных причин для дефицита нет, говорят эксперты. Антимонопольщики, в свою очередь, подозревают нефтяников в искусственном раздувании топливного кризиса.
На прошлой неделе тревожным сигналом стало письмо президента Московской топливной ассоциации Евгения Аркуши. В нем он предупреждал мэра столицы Юрия Лужкова о грядущем дефиците топлива, который наступит в апреле-мае из-за профилактических работ на ключевых нефтеперерабатывающих заводах Московском и Ярославском. «Это означает практически прекращение выпуска на МНПЗ бензинов марок Аи-92 и Аи-95 с восстановлением заданных объемов только к середине мая», - предупреждает Аркуша.
Подобная ситуация имела место в ноябре прошлого года. Сложно выделить влияние именно этого фактора на тогдашний рост топливных цен – горючее дорожало скачкообразно, прерываясь на негласные предвыборные «моратории». Тем не менее, факт остается фактом – с сентября по ноябрь прошлого года оптовая стоимость бензина увеличилась на 20%, а стоимость дизельного топлива ‑ на 40%.
Неудивительно, что разговорами о «неизбежном» дефиците заинтересовались в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) РФ. Напомним, руководители этого ведомства неоднократно заявляли, что не видят справедливых оснований для дальнейшего роста цен на топливо.
Сегодня ФАС официальным письмом потребовала от Минпромэнерго и ряда нефтяных компаний представить график профилактических работ на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Те, кто все же «осмелится» закрыть часть мощностей на ремонт, должны будут доложить о предполагаемых действиях по предотвращению снижения предложения нефтепродуктов при сокращении производства.
«Действия по необоснованному осуществлению ремонтных работ производственных мощностей, повлекшие сокращение выпуска нефтепродуктов, создание дефицита и повышение цен, могут быть расценены ФАС как злоупотребление доминирующим положением или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий», - предупреждает ведомство.
Реально повлиять на ситуацию антимонопольной службе будет сложно. Чтобы доказать факт попытки использования доминирующего положения на рынке для повышения цены на нефтепродукты, придется привлекать независимых экспертов, анализировать причины, которые, кстати, всегда могут найтись на таком сложном производстве, сказали Bigness.ru в департаменте маркетинговых исследований Research.TechArt маркетинговой группы «ТЕКАРТ».
Вообще-то, строго говоря, ремонт нефтеперерабатывающих заводов не должен приводить к дефициту топлива, сказали Bigness.ru эксперты.
«Когда нефтеперерабатывающие заводы встают на ремонт, они всегда готовят запас нефтепродуктов для реализации по своим ранее заключенным контрактам. Поэтому говорить о том, что именно ремонтные работы могут оказать давление на рынок нефтепродуктов несправедливо», - говорит аналитик Информационного Центра «КОРТЕС» Людмила Лурье.
Это же подтвердили Bigness.ru и в Research.TechArt: «Ремонты на НПЗ, как правило, происходят по графику, который составляется заранее. Исключение составляют аварийные ремонты, но тут уже форс-мажор. В силу технологических особенностей ремонты стараются проводить в теплое время и когда спрос немного ослаблен. В рамках одной вертикально-интегрированной нефтяной компании потерянные мощности обычно компенсируются за счет других производств или за счет ранее созданных резервов».
При этом аналитики подчеркивают: редко ремонтируется весь НПЗ, обычно ремонтируются отдельные установки. «Пока ремонтируется одна, другая работает. То есть имеет место лишь снижение мощности, которое компенсируется другими производителями», - говорят в Research.TechArt. В штатных режимах никто не заметит «потери бойца», но если имеет место сговор, то одновременный ремонт установок на 2-3 НПЗ может привести к дефициту. «Это ‑ предмет для разбирательства ФАС», - считают эксперты топливного рынка. Также по их мнению, ФАС стоит обратить внимание на НПЗ, если оно проводит неплановый ремонт.
Вместе с тем, утверждая, что объективных причин для дефицита нет, наши эксперты подчеркивают – рост цен, скорее всего, неизбежен. Слишком много факторов толкают вверх стоимость горючего: удорожание железнодорожных тарифов, инфляция, удорожание сырья, увеличение стоимости процессинга.
«Если взять печальный пример по дизельному топливу в конце прошлого года, то создавшийся дефицит может "поднять" цены в опте на 1000-2000 руб/тонну, что в рознице, учитывая "буфер" маржи составит 0,8-1,5 руб в зависимости от региона РФ», - прогнозируют в Research.TechArt.
Сергей Малинин