Российские власти решили «изнасиловать» бензиновый рынок Отчизны. Наигравшись с малоэффективными ценовыми «мораториями», российское правительство решило запретить низкооктановые марки автомобильного топлива. Россия к этому не готова ни технически, ни морально.
Постановление, утверждающее технический регламент с новыми требования к топливу для двигателей внутреннего сгорания, вчера подписал премьер-министр РФ Виктор Зубков.
Техрегламент предусматривает разделение автомобильного бензина на четыре класса - евро-2, евро-3, евро-4 и евро-5. Согласно документу, производство бензина класса евро-2 в России осуществляется до 31 декабря 2008 года, евро-3 - до 31 декабря 2009 года, евро-4 - до 31 декабря 2012 года. В отношении бензина евро-5 ограничения по срокам производства не устанавливаются. Впрочем, в России он и не производится.
Согласно документу, популярнейший в России бензин марки Аи-92 через три года должен быть полностью изъят из оборота. Низкооктановые бензины теперь останутся прерогативой армии.
Этот шаг российских властей трудно объяснить с позиций здравого смысла. Дело в том, что даже в строгой к экологическим нормам Германии власти не только не думали о запрете низкооктанового бензина, но и грозили нефтяникам санкциями, если те откажутся его производить – ведь у дешевого топлива есть свой потребитель. И уж подавно никто не заикнется о запрете дешевого бензина в США. В этой крупнейшей автомобильной державе даже растет спрос на низкооктановое топливо, чем воспользовались местные автопроизводители: многие модели, представленные на последних американских автосалонах, изначально были спроектированы под дешевое топливо. Что говорить о России, в которой свыше 90% автопарка потребляет бензин класса "Евро-2" и ниже.
На самом деле, в нашей стране с бензином ситуация еще сложнее. Во-первых, даже в Москве Аи-95 заливают в свои баки не более половины автовладельцев. В регионах доля поклонников высокооктанового моторного топлива не превышает 20%. С учетом нынешней ценовой разницы между Аи-92 и Аи-95, россияне ежегодно будут переплачивать несколько десятков миллиардов рублей.
Есть и технический аспект. Как рассказала Bigness.ru аналитик информационного центра «Кортэс» Людмила Лурье, доля современных автомобилей, разработанных под потребление высокооктанового топлива, сравнительно невелика. Среди изделий отечественного автопрома – так и вовсе мизерна. При этом из 26,8 млн легковых автомобилей, колесящих по России, лишь 28% - это машины иностранного производства.
До сих пор в эксплуатации находятся миллионы карбюраторных автомобилей, выпущенных в прошлом веке. Для многих из них переход на топливо с более высоким октановым числом чреват техническими проблемами ‑ из-за возрастания температуры сгорания прогорают клапаны, поршни.
Кроме того, 92-й бензин имеет репутацию самого «беспроблемного», чего не скажешь о 95-м или 98-м. Случается, что под видом последних на бензоколонках продается Аи-80, октановое число которого доведено до требуемого путем применения присадок, вредных для современных автомобилей. Об этом красноречиво говорит и статистика: производство бензина марки Аи-95 в России заметно меньше, чем уровень его потребления. Вместе с тем, производство бензина Аи-80 также откровенно превосходит легальный спрос.
При этом ситуация с суррогатным топливом не изменится к лучшему, даже после вступления в действие ограничений технического регламента. Дело в том, что помимо 27 крупных нефтеперерабатывающих заводов, автомобильное топливо также производится на средних и мелких НПЗ, количество которых оценивается примерно в полторы тысячи. Проконтролировать всех – невозможно. Запрет на оборот низкооктановых видов топлива, более простых в производстве, неизбежно подтолкнет многих мелких легальных производителей к использованию запрещенным регламентом присадок.
Также не стоит забывать и о сильном износе оборудования на подавляющем большинстве российских НПЗ. После отмены налоговых льгот на инвестиции в обновление производственных мощностей, у них просто нет стимула закупать современное оборудование.
Не исключено и создание дефицитной ситуации на рынке автомобильного топлива. Не стоит забывать, что спрос на низкооктановый бензин кое-где в мире еще растет (например, в США). И некоторые российские компании, в частности «Лукойл», уже проторили себе дорогу на американский рынок. Учитывая темпы роста цен на бензин в США (более чем на 20% с начала года), этот канал будет оставаться выгодным для российских производителей еще долгое время.
Сергей Малинин