Соединенные Штаты и Евросоюз пытаются спасти свое еще не родившееся «дитя» – газопровод Nabucco – путем втягивания в проект Венгрии. Между тем, сегодняшнее подписание соглашения о вхождении Венгрии в российский «Южный поток» может поставить точку в вопросе конкуренции этих двух газовых проектов.
Сегодня в присутствии президента Владимира Путина и специально приезжающего в Москву венгерского премьер-министра Ференца Дюрчаня должно быть подписано межправительственное соглашение о вхождении Венгрии в газовый проект «Южный поток». Это оказалось возможным после блиц-визита первого вице-премьера России Дмитрия Медведева в Будапешт, результатом которого стала договоренность о выходе российского газопровода за пределы Венгрии к другим европейским странам-потребителям.
Таким образом, соглашение с Венгрией станет третьим межправительственным соглашением, необходимым «Газпрому» для реализации амбициозного проекта строительства газопровода из России по дну Черного моря и через балканские страны в Центральную Европу. В январе этого года российское правительство подписало договоры с Болгарией и Сербией.
Российско-итальянский проект «Южный поток» создается для диверсификации поставок российского природного газа в Европу и снижения зависимости поставщиков и покупателей от стран-транзитеров, прежде всего от Украины и Турции. Бытует мнение, что проект «Южного потока» появился именно из-за сложностей продолжения «Голубого потока» через Босфор на Балканы.
Подводный отрезок газопровода будет иметь протяженность 900 км и будет принадлежать «Газпрому» и ENI поровну – 50% на 50%. Проектируемая пропускная способность «Южного потока» составляет 30 млрд куб. м газа в год, а стоимость – свыше 10 млрд долларов. Первые поставки начнутся уже в 2013 году.
Для строительства газопровода на территории Венгрии государственные компании каждой из стран создадут совместное предприятие, которое на паритетных началах, 50/50, будет принадлежать России и Венгрии. Кроме того, в Венгрии будет построено подземное хранилище газа объемом около 1 млрд кубометров. Через венгерский участок «Южного потока», в строительство которого необходимо вложить как минимум 2 млрд долларов, планируется прокачивать не менее 10 млрд кубометров газа в год. Вложения должны окупиться в течение 10-15 лет, считают специалисты.
Впрочем, Венгрия не оставляет своего намерения поучаствовать и в другом газовом проекте – Nabucco, продвигаемом Соединенными Штатами и Евросоюзом. Ференц Дюрчань ранее заявлял о том, что Nabucco обладает важными преимуществами, так как открывает доступ к новым источникам углеводородов.
Проектируемый магистральный газопровод Nabucco предполагает обход России из Центральной Азии в страны ЕС, прежде всего в Австрию и Германию. Таким образом Европа хотела снизить свою энергозависимость от России. В консорциум проекта входят немецкая RWE, австрийская OMV, «Болгаргаз» (Болгария), Botas (Турция) и «Трансгаз» Румынии, а Венгрию представляет национальная нефтегазовая MOL.
Также в проекте планировалось участие французской Gaz de France. Однако GDF забрала свою заявку. По неофициальным данным, это связано с тем, что Турция наложила вето на участие GDF в проекте строительства газопровода из-за принятого во Франции закона, карающего за отрицание геноцида армян со стороны Османской империи в 1915 году. Также Николя Саркози сопротивляется вступлению Турции в Евросоюз.
Из-за выхода GDF из Nabucco возможность реализации проекта ставится под сомнение. Впрочем, США по-прежнему утверждают, что их газопровод станет более выгодным путем транзита энергоресурсов в Европу, чем российский «Южный поток». Так, Мэтью Брайза заявил, что «газопровод обязательно будет построен, поскольку имеет коммерческую целесообразность».
Между тем сейчас главной проблемой в строительстве проекта остается отсутствие гарантий его наполнения, из-за чего слишком осложнено привлечение инвестиций на строительства. Не удивительно, что сейчас США склоняют Венгрию предоставить приоритет реализации Nabucco перед «Южным потоком». По словам Брайза, предлагаемый Россией газопровод не способствует диверсификации, так как она подразумевает больше источников, а не трубопроводов, ведущих к одному и тому же источнику.
Сам Ф.Дюрчань по-прежнему утверждает, что «в интересах Венгрии строительство «Южного потока» и Nabucco, чтобы была возможность выбора». В то же время министр иностранных дел Кинга Генц отметила, что «Южный поток» так или иначе будет построен – с участием Венгрии, либо без него».
Впрочем, заключение соглашения с Венгрией может поставить точку в вопросе конкуренции Nabucco и «Южного потока», так как, несмотря на планы европейцев, наверняка российский газопровод будет введен в эксплуатацию гораздо раньше. Затем вести аналогичный ему Nabucco будет совершенно бессмысленно.
Эльвира Чукмарова