Чебурашка, крокодил Гена, пупсики в ванночке, кукла Катя, лошадки… Память о советских игрушках зарыта в глубоком сундуке и пересыпана нафталином. Да и современный игрушечный бизнес в России вот-вот «загнется», констатируют производители.
Производство, ориентированное на достаточно небольшую прослойку ‑ детей ‑ у нас абсолютно невыгодно. Прилавки кишат настоящими заморскими произведениями искусства. Сейчас можно купить все что угодно, вплоть до плюшевого слона в натуральную величину.
Современные куклы помогают многому научить детей. Например, писающие куклы помогают детям научиться ходить на горшок. Век технологий изменил мир игрушек - электромобили, роботы, радиоуправляемые машины и самолеты, говорящие куклы и другие интерактивные игрушки заполнили витрины магазинов.
Российские производители, кусают локти, разглядывая зарубежные каталоги. Не потому, что руки наших бизнесменов «растут не оттуда». Позволить себе выпустить супермодную игрушку они просто не могут. Элементарно, нет денег на модернизацию производства и освоение новых технологий.
Директор ИП «Биланик» (российского небольшого предприятия по производству деревянных развивающих игр) Лев Ланцман сетует: «Значительно бы облегчила жизнь русской игрушки возможность приобретения производителями оборудования в лизинг. Сегодня те программы, которые предлагаются по лизингу для меня, как для производителя, просто нереальны – слишком высоки проценты, слишком неподъемные гарантии я должен дать лизингодателю», – поделился он с Bigness.ru.
В прошлом году его предприятие смогло накопить только на новую более точную циркулярную пилу, вентиляционную систему и шлифовальную установку. На 90% производство в «Биланике» – ручной труд. «В том же самом Китае или Германии все это делают достаточно точные станки. Такое оборудование стоит от 10 до 50 тысяч долларов. Даже если я возьму кредит, почему я должен за год отдавать 13-14 тысяч за него – я не понимаю», – расстраивается производитель.
Наладить производство – только первая ступень в нелегком игрушечном бизнесе. Каждый месяц надо платить по счетам. «Самое большое препятствие – аренда помещения под производство. Государству нет дела до того, что мы занимаемся производством товаров для детей и наш бизнес социально-направленный. Он не дифференцирует подход к аренде. Если у нас НДС для детских товаров 10%, а не 18, то почему и к вопросу аренды не подойти с той же стороны?» – негодует Ланцман. В итоге по цене продукция местных производителей становится неконкурентоспособной.
Себестоимость тех же деревянных игрушек и без аренды растет, как на дрожжах. По словам нашего собеседника, только фанера в прошлом году подорожала на 300%. Поднять же цену на конечный продукт производитель рискнул всего на 7%. Для сравнения, цены на китайскую игрушку в прошлом году выросли на 15-20%. При этом они все равно остаются дешевле российских.
Именно поэтому розничная сеть предпочитает брать на реализацию дешевые и яркие китайские игрушки. Они хорошо расходятся, да и поставщики приплачивают магазину за место на полке. «Я не могу себе позволить выплачивать магазину бонусы, размеры которых сопоставимы с ценой на партию меха для производства игрушек», – заявила в интервью одному из изданий директор башкирской фабрики игрушек «Умка» Марина Бугаевская.
Кроме того, магазины требуют входные бонусы, им нужны скидки на товар, добавляет наш собеседники Лев Ланцман. «Я не могу сделать большую скидку. Делая огромные уступки, я даже не возвращаю себе себестоимости. Плюс ко всему, продажа игрушек, как правило, идет через большие магазины детских товаров, где платежи безбожно задерживаются. Для гигантского торгового центра какой-то один поставщик, словно маленький муравей: мол, ничего страшного, подождет. Бывает, что производители ждут денег по три, а то и по шесть месяцев», – делится он.
Спасти местного производителя от гибели помогли бы госзаказы. Однако и здесь все входы и выходы перекрыты тем же государством. Выиграть тендер на поставку игрушек в детские сады и дома ребенка – большое счастье.
Такая удача нежданно-негаданно настигла и предприятие «Биланик». За счет того и держится. Государство не дает «раскрутить» наши игрушки и приучает детей с пеленок к заморским трансформерам, покемонам и Барби. «Сегодня предложения российских производителей практически не рассматриваются. Государство все это может купить в Германии или Тайване подороже и “попилить” этот бюджет как ему надо», – констатирует наш собеседник.
Играючи вести бизнес игрушек невозможно, он скоро совсем «загнется», уверен Ланцман. Фабрик с советских времен, ориентированных на производство этой категории товаров для детей, практически не осталось. Их помещения сданы в аренду более перспективному бизнесу, либо предприятия полностью перепрофилировались.
Большая же часть давно разорилась. Те, кто пытаются начать с нуля заботиться о качестве детской игрушки и готовить ее из экологически чистых материалов, существуют, в буквальном смысле, в подполье. «Кого я знаю из производителей игрушек – это в буквальном смысле “дети подземелья”, они арендуют площади где-нибудь в подвале или договариваются с теми же арендаторами занять часть их площадей за определенную сумму», – поделился с нами предприниматель.
Раз так, русский бизнес детских игрушек скоро и вовсе иссякнет. И рынок сразу же заполнится заморским товар, как минимум пятая часть которого, по данным Роспотребнадзора, опасна для здоровья детей.
Читайте так же: Китайская продукция шокирует мир
Наталья Трефилова