Из рук в руки: завод «ИжАвто» снова пытаются продать. Группа «СОК» – одна из крупнейших частных компаний России, которая объединяет несколько десятков промышленных предприятий, занятых в различных отраслях отечественной экономики, изъявила желание отказаться от этого автомобильного производства. Естественно, за деньги. Уже известна и предварительная цена завода – пять миллиардов рублей.
По словам руководителя департамента консалтинговой, выставочной и издательской деятельности ОАО «Автосельхозмаш-холдинг» (АСМ-холдинг) Виктора Пашкова, «СОК» просто устал «тянуть» завод. «Ему сейчас сложно вести это производство. Предприятие требует большого внимания, вложения больших средств в развитие. «СОКу» сейчас это не очень нужно. Этот бизнес ему в тягость», – поделился эксперт своим мнением с Bigness.ru.
В прошлом году ижевский автозавод выпустил лишь 70 тыс. машин. И это притом, что предприятие может производить до 220 тыс. автомобилей ежегодно, констатирует эксперт. Источник с «ИжАвто», пожелавший остаться неназванным, объяснил, что выживать в условиях современного рынка заводу трудно.
Сегодня некоторые модели завода маловостребованы, говорит сотрудник «ИжАвто». «В последнее время заметно снизился спрос на такие модели, выпускаемые нашим заводом, как “ВАЗ-21041”, “KIA-Spectra”. Ту же “KIA-Spectra” некоторые дилеры предлагают за 280 тысяч рублей в базовой комплектации, а у нас такая же машина стоит 340-350 тысяч. Хоть цену и несколько собирались снижать, она вряд ли будет так востребована», – делится собеседник с нашим порталом.
Однако, по мнению некоторых источников, причины отказа от акций «ИжАвто» зарыты гораздо глубже ‑ «СОК» не столько тяготит само автопроизводство, сколько пугает перспектива работы с Рособорнэкспортом. «”СОК” – это группа частников, которая истекала слюной в отношении того же “АвтоВАЗа” еще со времен березовского “Логоваза”. Когда на тольяттинский завод зашел Рособоронэкспорт, он стал их оттуда выживать: первым делом назначил свою службу безопасности. Пытаясь уличить компанию в воровстве, государство показало ей зубы и предложило выкупить акции. Такую перспективу в группе “СОК” сочли более оптимальной», – уверен наш анонимный источник.
Видимо, и в случае с «ИжАвто» на компанию тоже надавили, говорит наш собеседник. Что касается самого завода, то его судьба и впрямь незавидная уже более пары десятков лет. Над приведением в чувства этого предприятия власти Удмуртии бьются с середины девяностых годов. Тогда ижевский автозавод работал с загрузкой всего несколько процентов от проектной мощности. Не дозагружен он и поныне
Справка:
Середина 90-х
Первой попыткой поднять производство были переговоры об организации сборки автомобилей с американской компанией Ford. Российские власти на тот момент не были готовы предоставить таможенные льготы на ввоз комплектующих. К тому же автопроизводство тогда еще входило в состав «Ижмаша», на котором действовал режим секретности, что тоже осложняло партнерство с иностранцами.
1997 год
Попытка «ИжАвто» реализовать проект по сборке автомобилей Hyunday. Итог – пробная партия в 200 машин. Правда, в продажу они так и не попали – в России случился дефолт, и ижевские Hyunday достались вкладчикам банка «СБС-Агро», который был завязан в проекте и в дни кризиса расплачивался машинами по вкладам. Дальше вкладывать деньги в автозавод корейцы не пожелали.
Конец 1998 года
Объявлена новая задача – налаживание сотрудничества с чешской Skoda. Совместный проект оценивали в 500 млн. дойчмарок. Но уже 99 году «ИжАвто» попал под влияние группы «СОК», а Skoda под влияние концерна Volkswagen, новые собственники решили приостановить реализацию проекта. Менеджеры группы «СОК» загрузили конвейер устаревшими моделями «АвтоВАЗа».
2006 год
Кризис продаж заставил искать зарубежного партнера, которым стала компания KIA Motors. Переход на сборку корейских автомобилей вышел боком для нескольких тысяч сотрудников, которых просто уволили.
О продаже завода другому инвестору говорят уже не первый год. Одним из претендентов является нынешний корейский инвестор в лице KIA Motors, однако они не скрывают своего желания получить завод даром.
В очереди на покупку и флагман российского автопрома – «АвтоВАЗ». Однако вот уже пару лет он тянет резину и не спешит с покупкой.
Между тем, автозаводом заинтересовались еще несколько компаний. Недавно в Ижевске побывала делегация китайского автомобильного концерна Chery Automobile Сo. По итогам визита президент компании Chery Automobile Инь Тунъяо выразил заинтересованность в создании на территории Удмуртии и Ижевска полномасштабного производства автомобилей и автокомпонентов, прежде всего, двигателей, коробки передач, приводов и мостов.
По словам анонимного источника в «ИжАвто», на завод положили глаз и украинцы. Корпорация «Богдан» ‑ ведущий украинский производитель автобусов и легковых машин ‑ не прочь разместить свое производство на ижевском заводе.
Все три претендента уже готовы внести немаленький задаток. «Однако, по своей вине, связанной с временными проволочками, компании могут его потерять. Таковы условия предварительного соглашения с «ИжАвто» на случай затягивания сроков. «АвтоВАЗ», например, вообще может тянуть по несколько лет», – намекают на заводе.
При этом наиболее вероятной и сотрудники «ИжАвто», и независимые эксперты считают сделку именно с «АвтоВАЗом». В первую очередь, это выгодно последнему. «Изначально на “АвтоВАЗе” хотели построить дополнительные мощности на 450 тысяч авто в год. Однако это строительство могло встать в копеечку – слишком дорогое удовольствие строить новые мощности с нуля. Вполне возможно, “АвтоВАЗ” решил сэкономить и воспользоваться сборочными цехами “ИжАвто”, чтобы у себя осваивать новые изделия французского партнера Renault», – считает Виктор Пашков.
Как бы то ни было, и кто бы ни стал новым владельцем, легкой жизни «ИжАвто» ждать не следует. Если развитие получит партнерство с Chery, китайские Amulet будут конкурентоспособными только в регионах, где и через 2 года будут пользоваться спросом бюджетные модели, отмечают эксперты.
Если же завод купит «АвтоВАЗ», вероятнее всего, на «ИжАвто» отдадут «пожившие» вазовские модели: «четверки», «пятерки», «семерки». На некоторых из них, как выяснилось, особо не разживешься. В лучшем случае, заводу отдадут сборку нового семейства «Лада», что куда перспективнее.
Более четкие контуры перспектив ижевского завода нарисуют сегодня на Втором съезде машиностроителей России. Он пройдет как раз в Ижевске на автозаводе с участием первого вице-премьера Правительства РФ Дмитрия Медведева.
Наталья Трефилова