В федеральном бюджете может образоваться дыра в один триллион рублей. Это случится, если не будет дан ответ на то, как восполнить бюджетные расходы в случае снижения ставки НДС до 10%. Кроме того, по мнению экспертов, сокращение налога не решит проблему администрирования НДС, а, напротив, увеличит воздействие со стороны налоговых органов на предприятия.
Российский бизнес поддержал предложение президента Владимира Путина снизить НДС и теперь ратует за ставку в 10%. Однако Минфин со своей стороны готов уступить сокращение лишь до 15-16%. Сейчас налог составляет 18%, а льготная ставка на социально-значимые товары – 10%.
По мнению президента Союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, ставка в 10% резко сократит «рентабельность махинаций». Опрошенные Bigness.ru эксперты согласны с этим утверждением: экономить на 18% гораздо выгодней, чем на 10%. Кроме того, снижение налоговой нагрузки поможет предприятиям развиваться, а также повысится собираемость налогов.
Однако всех проблем это не решит. Более того, подобное сокращение поставит новые проблемы. Начнем с того, что сейчас НДС составляет около 17% доходов консолидированного бюджета расширенного российского правительства, то есть это бюджеты всех уровней плюс внебюджетные фонды. Сильное снижение этого налога, то есть «выбивание» практически половины доходов из консолидированного бюджета приведет к тому, что нам придется снижать расходы на соответствующую величину. Однако сейчас не видно предпосылок для этого. Можно поступить иначе: замещать расходы, которые осуществлялись НДС в качестве доходной базы, нестабильными конъюнктурными нефтегазовыми доходами, которые сейчас идут в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
Впрочем, несостоятельность второго варианта уже подтверждена предыдущим опытом. «Это была одна из причин, приведшая к развалу СССР. Конечно, если мировые цены не упадут, то опасаться нечего, но гарантировать, что они не упадут, не может в настоящее время никто», делится с Bigness.ru Александр Дерюгин, руководитель направления «Межбюджетные отношения» Центра фискальной политики. Также неизвестно, на каком распутье стоит мировая экономика.
Остается лишь снижение расходов, в том числе и на нацпроекты. Сейчас НДС вместе с налогом на ввозимые товары дает больше двух триллионов. 1 трлн 300 млн составляет налог на товары, произведенные внутри России. «Таможня» дает более 800 млн рублей.
При этом, обращаясь к госсовету, Путин говорил о том, что в региональной политике ставится задача обеспечения равных условий, подразумевая дополнительное выравнивание бюджетной обеспеченности регионов. НДС – федеральный налог, который полностью поступает в федеральный бюджет. Соответственно, возникает вопрос, если федерация лишится одного триллиона, то за счет каких средств мы должны эти регионы выравнивать? То есть опять же мы будет забирать у регионов часть доходов, сократив им нормативы отчислений по налогам на прибыль, акцизы и прочее. В противном случае эта цель достигнута не будет.
Совершенно не понятно, как мы будем закрывать дыры в бюджетной сфере. На данный момент в России доходы слишком раздуты. Уже сейчас нефтегазовый трансферт у нас составляет порядка 6% ВВП. Какой он будет потом, не известно. Пока сообщается, что до 2011 года он должен сократиться до 3,7%, но эти позиции прописывались, когда еще не предполагалось снижения НДС и Минфин твердо стоял на позиции относительно этого налога. Теперь наработки и вся бюджетная сфера «провиснут» до тех, пока не будет решена проблема.
Да, стоит признать, что налоговое бремя в последнее время росло. Если посмотреть на период с 1999 года, то в нашей стране оно увеличилось с 25% до 40% ВВП. В 2007 году был поставлен рекорд – 40,2% ВВП. Причем, этот рост налоговой нагрузки достигался не только за счет увеличения нефтегазовых доходов, но и за счет собираемости прибыли внутри страны.
Если налоги повышаются с ростом производства, то налоговая нагрузка не меняется. В России она именно растет. В связи с этой тенденцией сохраняется теневой сектор. «Сократив налоговое бремя и прилагая большие усилия по администрированию налогов, мы частично закроем гэп в один триллион рублей. Но я боюсь, что весь триллион мы все-таки не сумеем отыграть», - предполагает А.Дерюгин.
В Европе сейчас ставка НДС колеблется от 15 до 25%, то есть Россия близка к нижней границе уже сейчас. Снижение до 10% станет абсолютным рекордом по минимальности этого налога и, конечно, даст конкурентные преимущества российской экономике.
Однако это не приведет к снижению цен, что было отмечено и на недавней встрече «Деловой Россией», РСПП и «Деловой России». На ней представители бизнеса подтверждали, что снижение НДС не приведет к уменьшению стоимости продукции. Действительно, цена на рынке в значительной степени формируется спросом и предложением, а не издержками компаний.
Как правило, те, кто ратует за сокращение НДС, а это прежде всего бизнес, говорят, что его сложно администрировать. Они действительно не кривят душой. Между тем, совершенно не понятно, как его снижение решит проблему. Пока никто не дал никаких предложений по изменению администрирования.
«Те, кто мучается с 18% сейчас, будет мучиться и с 10%, так же будет сложно его возмещать при экспорте. Тем более налоговые органы будут продолжать действовать, как и прежде», - говорит А.Дерюгин. Мы сокращаем налоговое бремя, но у нас возрастает административное воздействие со стороны налоговых органов на организации. Это тоже никто не скрывает. И эта проблема наверняка прорежится чуть позже, и о ней начнут говорить, а сейчас самоцелью является лишь снижение ставки налога.
«Мне кажется, что это только начало неких мероприятий. Хотелось бы услышать ответы, а что будет потом и с бюджетом, и с усилиями налоговых органов», - подчеркивает эксперт.
Эльвира Чукмарова