Россия «простила» Ираку 93% долга, то есть около 12 млрд долларов, и собирается активно инвестировать в экономику этой страны. Российский бизнес хочет быть уверенным (прежде всего предприятия ТЭК), что сумеет восстановить свои позиции в Ираке. Впрочем, иракский МИД заявил, что российским компаниям не будет никаких привилегий.
Наше отечество, издавна славившееся своим гуманизмом, решило всячески содействовать восстановлению иракской экономики. В рамках Парижского клуба Россия взяла на себя обязательство по списанию 93% ( или 12 млрд долларов) долга ближневосточной страны. Оставшиеся 900 млн долларов будут реструктурированы. Ирак получит рассрочку на 17 лет на рыночных условиях, в результате которой Россия должна получить 1,1 млрд долларов в качестве процентных платежей по долгу.
Впрочем, широкие жесты доброй воли на этом не заканчиваются. Россия намерена инвестировать в иракскую экономику около 4 млрд долларов. По мнению вице-премьера, министра финансов РФ Алексея Кудрина , такой объем инвестиций может быть реализован в течение от 3-5 до 7 лет.
В связи с этим министерства иностранных дел Ирака и России подписали меморандум о торгово-экономическом сотрудничестве, призванный обеспечить долгосрочные отношения обеих стран, в том числе и коммерческие. Москва надеется, что тем самым будут созданы благоприятные условия для отечественных компаний в Ираке.
«Зарубежнефть», «Машиноимпорт» и ЛУКОЙЛ уже делали попытки инвестирования в иракскую экономику. Так, в 1997 году они заключили договор о разработке нефтяного месторождения «Западная Курна-2» в рамках Соглашения о совместном разделе продукции (СРП). Так, согласно документу, ЛУКОЙЛу должно было принадлежать 68,5%, «Машиноимпорту» и «Зарубежнефти» - по 3,25%, а министерству нефти Ирака – 25%.
В 2002 году приближенные Саддама Хусейна, обвинив ЛУКОЙЛ в связях с американцами, в одностороннем порядке разорвали контракт под предлогом того, что его реализация так и не была начата. Затем переговоры затормозились из-за захвативших Ирак военных действий.
Хотя власть Саддама Хусейна свержена сравнительно давно, иракское правительство до недавнего времени считало недействительным контракт ЛУКОЙЛа. В то же время эксперты компании продолжают заявлять о легитимности контракта, утверждая, что не получали уведомления об аннулировании договора.
Зеленым светом при вхождении в Западную Курну для ЛУКОЙЛа стало сотрудничество с американской ConocoPhillips . Однако в конце прошлого года правительство Ирака заявило, что место российской компании в этом проекте определится по результатам конкурса, причем ЛУКОЙЛ будут участвовать во всех тендерах на общих основаниях, в соответствии с новыми законами страны, которые все никак не могли быть приняты.
Казалось бы, после списания нашей страной иракских долгов, а также после ее заявления о готовности инвестирования вполне логично предположить, что теперь российским компания ничего не помешает участвовать в разработке как Западной Курны, так и других нефтяных месторождений. Мало того, при столь щедрой помощи Россия вполне могла бы надеяться на то, что будет пользоваться определенными привилегиями.
Однако глава иракского МИД Хошияр Зибари заявил, что хотя правительство Ирака радо видеть российские компании, но никаких привилегий на их деятельность государство давать не будет. «Перед российскими компаниями раскрыты двери во всех сферах, но только на равных условиях», - заявил он на пресс-конференции в Москве.
Но насколько равны будут условия? Х.Зибари вновь заговорил о том, что деятельность российских компаний будет регулироваться законом в области нефти и газа, который планируется принять, по его словам, в ближайшее время – под диктовку своих американских кураторов.
Не стоит надеяться на то, что Соединенные Штаты позволят России вернуть себе былое влияние в Ираке, а также получить сколько-нибудь значительные куски нефтяного пирога. С другой стороны, не стоит и рассматривать это как экономико-дипломатическое поражение России.
Прощение долга было скорее технической процедурой, так как надеяться на признание этих долгов новым иракским правительством не приходится, равно как не приходится надеяться на его стабильность. Рано или поздно армии США и остаткам коалиционных войск придется покинуть Ирак, после чего иракское сопротивление поднимет коллаборационистов на штыках. Все договоренности с нынешним правительством будут нивелированы, и Москве все равно придется налаживать диалог заново.
Эльвира Чукмарова