Сегодня основные акционеры «АвтоВАЗа» подали рынку два сигнала. Во-первых, решение сливаться с Renault окончательно и бесповоротно. Во-вторых, собственники крупнейшего российского автоконцерна готовы к самым решительным и безжалостным действиям по повышению эффективности производства.
Как стало известно из деловой прессы, акционеры ОАО «АвтоВАЗ» – госкорпорация «Ростехнологии» и инвесткомпания «Тройка Диалог» ‑ выдвинули в совет директоров крупнейшего российского автопроизводителя пять представителей концерна Renault.
Как и предсказывалось, на годовом собрании акционерам «АвтоВАЗа» будут предложена «антикризисная» команда Renault под предводительством президента концерна Карлоса Гона.
«Эти люди имеют опыт управления предприятием в условиях, когда требуется быстрое и эффективное развитие», - сказал Bigness.ru Константин Романов, аналитик ИК «Финам».
Первую свою славу Карлос Гон получил в середине 90-х годов, когда его пригласили на вытягивание из кризисы французского автоконцерна Renault. Основным собственником компании являлось государство (оно удерживало 40% акций), при этом предприятие несло гигантские убытки (только в 1996 году компания потеряла 2 млрд. франков). На производстве стояли преимущественно устаревшие модели. Отчасти ситуация была подобна той, что сейчас происходит с «АвтоВАЗом». Похожим было даже отношение французов к отечественным авто – их популярность стремилась к нулю.
Однако уже в следующем году Renault показал прибыль, а в начале 20-го века французские автомобили вновь активно продаются по всей планете. Чего это стоило? Цена успеха – тысячи сокращенных работников, перенос части производств в другие страны, и, как следствие, народные волнения.
Эту же схему Гон с блеском провернул и в Японии с Nissan , который влился в империю Renault. Он закрывал сразу пять заводов в Японии, сократил около 14% сотрудников, причем в основном руководящего состава – Nissan потерял каждого второго менеджера. Был радикально обновлен модельный ряд. Собственно, тогда машины Nissan потеряли своё былое «японское» очарование, однако взамен они стали успешно продаваемым продуктом.
Ситуация на «АвтоВАЗе» похожа на то, с чем пришлось столкнуться команде Карлоса Гона во Франции в середине 90-ых годов. Сомнительно, что ему позволят значительно сокращать персонал на автовазовских заводах (особенно на «чеченских проектах» «АвтоВАЗа»). Однако никаких сантиментов по поводу «национальной гордости» в виде морально устаревших моделей ждать от «варягов» не стоит.
По словам руководителя департамента консалтинговой, выставочной и издательской деятельности Автосельхозмаш-холдинга Виктора Пашкова, он не удивится, если «полет» новых моделей «АвтоВАЗа» ‑ «Калины» и «Приоры» ‑ окажется скоротечным. «Анализ последних лет показывает, что несмотря на появление “Калины” и “Приоры” доля “АвтоВАЗа” в производстве падает на 5-7% в год. И тенденции, чтоб это положение изменилось, я не вижу», - сказал эксперт в интервью Bigness.ru. Он напомнил, что доля рынка отечественных брендов сократилась до 25%.
По его мнению, с приходом команды Карлоса Гона под нож может пойти и небезынтересный « Project C » - проект по созданию легкового автомобиля C -класса. «Есть мнение, что он не будет продолжаться», - сказал Пашков.
Впрочем, проект может быть спасен установкой на этот автомобиль двигателя Renault , предположил Романов из «Финама».
Говоря о платформах, которыми будут заменен сегодняшний модельный ряд «АвтоВАЗа», аналитики назвали бюджетный Logan , Clio и Megan. Вызывает удивление, что пока ничего не известно о создании совместной модели в сегменте компактных «паркетников», столь популярных в России. Тем более, у того же Nissan есть собственная линейка вседорожников. Примечательно, что по продажам компакт- SUV Nissan Qashqai Россия заняла второе место после Британии.
Сергей Малинин