Грузия готовится к очередному раунду шантажа России по поводу условий вступления нашей страны в ВТО. В четверг министр иностранных дел Грузии Давид Бакрадзе заявил, что Грузия не против объединения России во Всемирную торговую организацию (ВТО), но существуют несколько вопросов, без решения которых Грузия не даст своего согласия.
«Мы считаем, что объединение в эту организацию поможет России вести более цивильными и принятыми правилами торговые отношения со своими соседними странами, в том числе и с Грузией», - заявил Бакрадзе журналистам 7 февраля после правительственного заседания, - «Но, есть несколько очень серьезных вопросов, без решения которых нам трудно будет согласиться на объединение России в эту организацию».
По его словам, консультации с российской стороной снова продолжатся.
Тбилиси требует, чтобы Россия произвела легализацию действующих на российско-грузинской границе двух нелегальных пограничных КПП – Гандиади-Адлер (Абхазия) и Роки-Нижний Заромаг (Южная Осетия), и обеспечить их исправную работу на основании двустороннего соглашения.
- Читайте также: Всемирный торговый шантаж Украины
«Еще не было такого прецедента в истории ВТО, чтобы какая-то страна, тем более такая небольшая, блокировала присоединение страны-кандидата», - говорит директор информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский.
К тому же еще в 2004 году у Грузии не было претензий к России на переговорах по вступлению в ВТО. Портанский также отмечает, что некоторые детали из нынешних претензий Грузии тогда даже не обсуждались.
Однако в 2006 году Грузия разорвала подписанный двумя годами ранее двусторонний протокол о вступлении РФ в ВТО, обвинив Россию в производстве поддельного вина и воды Боржоми на российской территории, а также во введении запрета на провоз грузинской алкогольной продукции через пограничный пункт Верхний Ларс, в то время как на территориях Абхазии и Южной Осетии действуют два пункта таможенного пропуска.
Кроме того, Тбилиси обвиняет Москву в том, что некоторые российские компании незаконно работают в Абхазии и Южной Осетии.
Производство суррогатного вина и минеральной воды – это тяжелое с точки зрения правил ВТО обвинение. Однако «за руку» никого в России не поймали. При этом министр сельского хозяйства Грузии Михаил Свимонишвили не так давно лично признал, что в самой Грузии производится до 80% фальшивого вина.
Проблемы с пограничными пунктами – прямое следствие неспособности Тбилиси контролировать всю территорию Грузии. Пограничный пункт Верхний Ларс был закрыт 3 сентября 2004 года – в день, когда российский спецназ спасал детей в бесланской школе. От Верхнего Ларса рукой подать до Беслана. Миновать же этот пограничный пункт было проще простого – достаточно иметь справку о том, что её предъявитель является жителем приграничного Казбегского района. Эту справку можно было без проблем получить в местном управлении грузинской полиции.
Позиция группы российских переговорщиков однозначна. Её неоднократно озвучивал директор Департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков. По его словам, претензии Грузии не имеют отношения к переговорному процессу по вступлению России в торговую организацию. «Совершенно очевидно, что все эти проблемы лежат вне сферы ВТО, поэтому они должны решаться в рамках тех механизмов, которые существуют. Было бы смешно выносить в ВТО вопросы, которые не имеют непосредственного отношения к правилам ВТО», – говорил по этому поводу Медведков.
Служба информации