Многолетней кооперации авиапрома России и Украины приходит конец. Российское Минпромэнерго четко обозначило вектор на технологическую независимость от украинской промышленности. Это вызвало паническую реакцию на Украине.
Напомним, 22 января министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко 22 января подписал приказ об организации в России серийного производства авиационных и турбовальных двигателей ТВ3-117 и ВК-2500.
Справка:
Двигателями семейства ТВ3-117 оснащаются многие российские вертолеты. Его модернизированный вариант ВК-2500 показывает на 15-20% лучшие характеристики. Это двигатели в настоящее время производятся ОАО «Мотор Сич» в кооперации с российским заводом им.В.Я.Климова.
На Украине это восприняли однозначно – Россия намерена прекратить сотрудничество с запорожским заводом «Мотор Сич» в части производства упомянутых типов двигателей. В этом убежден президент предприятия Вячеслав Богуслаев, который обвинили российских чиновников в «великодержавных» амбициях.
Впрочем, сам Богуслаев признает, что инициатива российских военных держать весь цикл производства военной техники в России в целом верна. Его больше тревожит разрыв взаимовыгодных отношений с российской промышленностью и доступ к российскому же рынку сбыта. «Нам нет дела до вас, до участников кооперации. Мы сегодня такие богатые и сильные, что можем себе позволить разрывать межправительственные отношения», - такой Богуслаеву представляется позиция российской стороны.
«Украина нам не особо нужна», - подтвердил Bigness . ru Олег Пантелеев, главный редактор портала «Авиапорт.ру». Однако за решением наладить производство двигателей ТВ3-117 и ВК-2500 в России, Пантелеев не видит глубокой проработки вопроса. Т
По словам эксперта, двигатели ТВ3-117 созданы давно, «не являются шедеврами инженерного искусства, не обладают выдающимися параметрами». Правда, отмечает Пантелеев, на них есть стабильный спрос на мировом рынке. Перенос их производства в Россию Пантелеев называет «решением проблемы здесь и сейчас». По его мнению, гораздо целесообразнее направить те средства, которые у нас есть, на разработку нового поколения вертолетного двигателя, и уже эту технологию осваивать в России, оставив Украине устаревшие технологии.
Это отчасти согласовывается с позицией внутри российской авиационной промышленности – недаром её лоббисты продвигают идею о том, чтобы обнулить пошлины на ввоз двигателей иностранного производства. То есть отечественный авиапром вполне устраивает текущее положение вещей.
Впрочем, в движениях российского Минпромэнерго можно угадать и политическую подоплеку. Приказ об организации производства вертолетных двигателей появился аккурат после обращения украинского руководства с письмом к генеральному секретарю НАТО с прошением о скорейшем включении Украины в состав альянса.
Ранее подобная позиция Украины уже вынудила Россию отказаться от сотрудничества со своим неспокойным соседом в сфере единой системы предупреждения о ракетном нападении. Жестом сегодняшнего дня станет сокращение кооперации в авиационной и ракетной промышленности. Так, у совместного проекта военно-транспортного самолета Ан-70, реанимирование которого Москва и Киев обсуждали не далее как в декабре ушедшего года, теперь совсем туманные перспективы.
Негативную реакцию украинских промышленников можно понять. Без сильных партнеров украинский авиапром будет задавлен и поглощен западными авиаконцернами, которым развязало руки вступление Украины во Всемирную торговую организацию.
Сергей Малинин