«АвтоВАЗ» задумался о публичном размещении своих акций. Не исключено и «народное IPO». Все это говорит о том, что продажа «АвтоВАЗа» (как минимум его блок-пакета) стратегическому инвестору неизбежна.
Намерением автопроизводителя выйти на биржу, поделился президент группы компаний «Тройка-Диалог» Рубен Варданян. «Возможна продажа блокпакета компании на рынке осенью, если это решение будет окончательно принято», – передает его слова «Интерфакс».
Эксперты признают, что конкурентоспособность компании оставляет желать лучшего. В преддверии ожидаемой сделки с французско-японским автоконцерном Renault - Nissan «АвтоВАЗ» просто пытается набить себе цену, уверены независимые специалисты. «С каждым годом доля «АвтоВАЗа» на российском рынке уменьшается. Впрочем, компания еще сохраняет свое лидерство, и, видимо, рассчитывает продать свои акции, пока это лидерство не утеряно», – поделилась с Bigness.ru директор департамента инвестиционного проектирования НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Светлана Савченко.
Недавнее заявление генерального директора Renault - Nissan Карлоса Гона о том, что «через пару лет рынок автомобилей в России будет больше немецкого. Он станет крупнейшим рынком в Европе», дает повод «АвтоВАЗу» всерьез задуматься о своих дальнейших перспективах, считает наш собеседник.
Светлана Савченко говорит, что активные действия государства по «распродаже» акций крупнейшего отечественного автопроизводителя говорят о том, что монополии «АвтоВАЗа» на российском рынке приходит конец. Иностранные концерны, открывающие в России свои производства, уже начинают конкурировать с АвтоВАЗом в ценовом сегменте, что ранее являлось главным преимуществом российской компании.
Возрастающая конкуренция на российском рынке заставляет «АвтоВАЗ» задуматься об IPO именно сейчас, и надеяться, что к осени ситуация на финансовых рынках изменится в лучшую сторону.
Однако другой наш собеседник – руководитель проектов IPO ИК «Финам» Алексей Курасов, уверен, что ситуация на рынке ценных бумаг складывается не в пользу «АвтоВАЗа». Разместить свои акции этому концерну будет очень трудно. «Сейчас спрос на акции на биржах наблюдается в тяжелом машиностроении, большой интерес инвесторы проявляют к строительной технике», – говорит наш собеседник из «Финам».
Он предположил, что крупнейший российский производитель авто рассчитывает разместить свои акции на зарубежных биржах и, тем самым, сорвать куш. Делать ставки на то, что акции «АвтоВАЗа» можно будет продать подороже иностранным инвесторам, не стоит.
Между тем, в декабре прошлого года источник, близкий к процессу подготовки «АвтоВАЗа» к IPO, называл оценку всей компании в $5 млрд. Исходя из этой оценки, в случае размещения до 25% акций объем IPO может составить до $1,2 млрд.
По мнению А.Курасова, аппетиты автопроизводителя слишком завышены. « Если “АвтоВАЗ” планирует размещать 25% акций на бирже, в этом случае можно говорить о суммах до $400-500 млн», – поделился он с Bigness.ru.
Торопиться с IPO «АвтоВАЗу» однозначно не стоит. Безусловно, публичное размещение на биржах может и прибавить веса акциям и возвысить предприятие в глазах будущего стратега. Однако по нынешней завышенной оценке акций тольяттинские автопроизводители рискуют ничего не продать, что может подорвать репутацию концерна.
Гораздо привлекательнее для «АвтоВАЗа» в нынешних условиях – сначала совершить сделку со стратегом, а уже потом выходить на IPO. На взгляд, эксперта «Финам», по цене $1,2 млрд., разве что, можно продать блок пакет (25% + 1 акция) стратегическому инвестору.
С мнением А.Курасова соглашается и С.Савченко. Прибавить привлекательности акциям «АвтоВАЗа» должна позиция менеджмента компании, который пытается найти именно стратегических инвесторов. Это говорит о том, что компании ищет возможности увеличить свою конкурентоспособность. В этом плане сотрудничество с Renault будет весьма полезно для бумаг «АвтоВАЗа».
Так или иначе, давать прогнозы относительно результатов IPO «АвтоВАЗа» можно будет только после определения точной даты выхода компании на биржу, заключают эксперты.
Наталья Трефилова