Отечественная система спутниковой навигации ГЛОНАСС не готова стать глобальным коммерческим проектом – она слишком технически несовершенна, утверждают инженеры и военные. Низкая надежность спутников и повышенная сложность реализации – эти факторы кажутся почти непреодолимым препятствием для продвижения российской навигационной системы.
После недавних триумфальных заявлений о скором запуске на полную мощность системы ГЛОНАСС, выяснилось, что ни промышленность, ни наука к этому еще не готовы. Первый вице-премьер Сергей Иванов на прошлой неделе обрушился с критикой на ответственных за реализацию программы. В частности, он отметил, что в недостаточной мере наращиваются мощности предприятий-изготовителей космических аппаратов «ГЛОНАСС», не достигнут необходимый уровень надежности бортовой аппаратуры спутников, не создана необходимая инфраструктура.
Также он отметил, что при разработке федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» были допущены просчеты. «Сегодня мы вынуждены будем вносить в программу изменения в целях безусловного доведения характеристик системы ГЛОНАСС до конкурентоспособного уровня», - сказал первый вице-премьер.
Обеспокоены реальной ситуацией с российской спутниковой навигацией и военные. Командующий Космическими войсками РФ генерал-полковник Владимир Поповкин вслед за первым вице-премьером заявил, что «не доволен качеством российских навигационных спутников системы ГЛОНАСС». Наибольшую тревогу у Поповкина вызывает качество компонентов, из которых собираются спутники российской навигационной группировки ГЛОНАСС. У военных накопилась приличная статистика по неисправностям этих космических аппаратов.
Проблемы качества и надежности российских космических аппаратов связаны с отсутствием в России современной элементной базы, уверен заместитель гендиректора Российского научно-исследовательского института космического приборостроения Григорий Ступак.
«Отсутствие современной отечественной элементной базы, по сути дела, является причиной низкой надежности космических аппаратов», - цитирует «Интерфакс» его слова, сказанные в четверг в ходе чтений по космонавтике в МГТУ имени Н.Баумана.
Ступак отметил, что крайне редко по целевому назначению используются все выведенные на орбиту спутники ГЛОНАСС. В настоящее время в составе орбитальной группировки системы находится 19 космических аппаратов, из которых только 10 используются по назначению. Несколько аппаратов находятся на так называемом «техническом обслуживании».
Григорий Ступак объясняет это ограниченностью возможностей энергетической системы космических аппаратов. Кроме того, российская элементная база менее стока к космическому радиоактивному излучению. Отметим, что срок службы российских аппаратов, в настоящее время находящихся на орбите, составляет около пяти лет, что в два-три раза меньше, чем у их американских аналогов.
Попытки более широко использовать в российских космических аппаратах импортные комплектующие, имеющие большую надежность, сопряжены с определенными рисками. Так, трудности с поставкой импортных радиоэлементов уже приводили к срыву сдачи аппаратов. Кроме того, зависимость от иностранных поставщиков при производстве продукции двойного назначения – не лучшая ситуация.
Не все в порядке и с внедрением приемников ГЛОНАСС на земле. Во-первых, обещанные бытовые приемники, работающие как с российской системой, так и с американской GPS , до сих пор не дошли до массового потребителя. При этом имеющиеся расчеты говорят о том, что в ближайшее время такие приемники будут дороже, чем GPS -навигаторы. Дело в том, что российская система, обладая определенными преимуществами перед своим американским аналогом, заплатила за это более сложной схемой работы.
Кроме того, руководствоваться для ориентирования на местности только лишь ГЛОНАССом преждевременно. И проблема не только в том, что на орбите действует лишь половина спутников от потребного их количества. Так получилось, то лежащая в основе российской спутниковой навигации система координат ПЗ90 (Параметры Земли 1990) уступает по точности американской WGS84 (World Geodetic System 1984). Погрешность между ними может достигать нескольких метров.
Решение этих проблем упирается в «успехи» отечественной радиоэлектронной промышленности, которая, по признанию того же Иванова, сегодня находится в «глубоком структурно-технологическом кризисе». По мнению самих ученых, если ситуацию не изменить, то через пять лет на российской радиоэлектронике можно будет поставить жирный крест, равно как и на амбициях России получить собственную суверенную спутниковую навигационную систему.
Артем Сергеев