Многие видные экономисты в свое время прочили России очередной дефолт из-за непомерно разросшихся долгов отечественных корпораций (в частности, госкомпаний) перед западными финансовыми институтами. Активное заимствование за рубежом даже сравнивали с накоплением долгов Советским союзом. Однако жизнь расставила все по своим местам – сегодня нам даже Noga не страшна.
На сегодняшний день общий внешний долг России на начало 2008 года составил около трети от валового внутреннего продукта. Об этом сегодня возвести министр финансов и первый вице-премьер Алексей Кудрин. А ведь еще два года назад Россия была должна на сумму, равную половине своего ВВП. Отметим, что 96% долгов приходится на отечественные корпорации и банки.
«Такое резкое снижение долга для меня удивительно», - признался Bigness . ru директор аналитического департамента финансовой корпорации «Открытие» Халиль Шехмаметьев.
Еще недавно занимать за рубежом было эффективно, говорит аналитик. По его словам, низкие ставки и укрепление рубля делали кредиты в иностранных банках особенно привлекательными.
По мнению Анатолия Милюкова, исполнительного вице-президента Ассоциации российских банков, у «западных денег» до недавнего времени был целый ряд преимуществ.
Во-первых, быстрый экономический рост в стране требовал дополнительных кредитных ресурсов. «Корпорации не могут так быстро нарастить собственные средства для расширения и модернизации производства», - сказал Милюков Bigness . ru . При этом «мощь наших банков пока недостаточна». Под мощью банков Милюков имеет в виду соотношение их активов к ВВП. «У нас это соотношение раза в два-три ниже, чем в развитых странах мира, ‑ говорит вице-президент АРБ. ‑ Оно показывает, что банки за счет своих ресурсов не в состоянии полностью удовлетворить отечественных производителей. Поэтому отечественным корпорациям ничего не остается, кроме как идти просить деньги за рубежом».
«Есть и финансовый интерес в этом деле, ‑ продолжает Милюков. ‑ Дело в том, что наши банки дают относительно дорогие кредиты». Это связано с объективными издержками наших банков (высокая инфляция, высокие проценты по депозитам, структура рисков. и т.д.), отмечает он. «К тому же деньги, которыми располагают российские банки – короткие. А корпоративным заемщикам нужны и длинные ресурсы», - говорит Милюков. Действительно, тому же «Газпрому» постоянно необходимы средства для реализации крупных инфраструктурных проектов, окупаемость которых может превышать десять лет.
Впрочем, по мнению эксперта, и зарубежные партнеры очень заинтересованы в российских заемщиках. Во-первых, экономика России устойчиво развивается. Во-вторых, российские клиенты берут деньги под больший процент, чем западные заемщики.
Однако бесконечный рост задолженности пусть даже коммерческих компаний перед западными финансовыми институтами имеет негативную сторону. «Мы втягиваемся в сильную экономическую зависимость от западных стран», - уверен Милюков. Он подчеркнул, что из-за этого любые потрясения на Западе сказываются на нас – в условиях недостатка ликвидности на западных финансовых рынках российские заемщики могут столкнутся, в частности, с досрочными требованиями о погашении кредитов.
Напомним, еще год назад некоторые наиболее радикальные экономисты поднимали вопрос о введении квот заимствования крупными российскими корпорациями «западных денег». Как видно, ситуация разрешилась сама собой.
Во-первых, «у нас появились серьезные внутренние источники финансирования», напоминает Халиль Шехмаметьев, имея ввиду пресловутый Стабфонд, который в этом году был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Сверхдоходы от экспорта углеводородов ныне более активно вкладываются в инфраструктурные проекты.
Отчасти «поспособствовал» снижению доли иностранных кредитов и международный финансовый кризис. Западные финансовые институты испытывают кризис доверия, а России, как тихую бухту, уже не воспринимают – особенно после российского «черного понедельника».
Да и нет прежней выгоды брать в долг на Западе. «Еще до кризиса за рубежом ставки повысились, при этом снизились темпы укрепления рубля, ‑ говорит Шехмаметьев. ‑ На фоне появившихся внутренних источников финансирования необходимость большого привлечения западных кредитов отпала».
Кроме того, в России развивается собственный внутренний долговой рынок.
Единственной проблемой, на которую обращают внимание эксперты, остается кредитование среднего и малого бизнеса. Российские банки неохотно идут на сотрудничество в этих сферах, вынуждая предпринимателей искать заемные средства за рубежом. В России считают таких заемщиков рискованными. А значит без давления со стороны государства ситуация в этом секторе не изменится.
Сергей Малинин