Строить бизнес в России «с нуля» – нереально. Шансов нет, и не ожидается, констатирует в беседе с Bigness.ru депутат Госдумы Иван Грачев. То, что творится у нас стране – «страшное дело», – говорит он.
Есть богатый папа – хорошо. Еще лучше, если у родственника тесные связи с власть имущими. Иначе свой бизнес не создать, делится с читателями депутат. Прошли те времена, когда можно было начать свое дело с продажи «bubble gum» в школе.
Справка: по результатам прошлогоднего опроса ВЦИОМ, 63% респондентов из 1200 российских предпринимателей 40 субъектов России на вопрос, легко или сложно в их регионе начать бизнес с нуля, дают негативные оценки. В том числе 21% выбирают однозначный ответ «очень сложно». Оптимистично настроены лишь 13%.
Нынешний «ветер перемен» пришелся совсем некстати российской прослойке «особо предприимчивых». «На начало 90-х, половина студентов, которым я преподавал, хотели начать свой бизнес, сегодня основная часть уже новых студентов хочет стать чиновниками, а остальные - клерками крупных нефтегазовых компаний. Я думаю, это говорит о том, насколько трудно сегодня создать свое дело с нуля», – делится И.Грачев.
По данным ВЦИОМ, среди главных проблем бизнесмены называют дефицит квалифицированных кадров (52-57% респондентов), слишком высокие налоги (45%), коррупция на всех уровнях власти (42%) и труднопреодолимые административные барьеры (42%).
По словам, Ивана Грачева, отвечая на вопросы ВЦИОМ, бизнесмены поскромничали. По данным конфиденциального исследования, которое проводила «Партия развития предпринимательства», 90% предприятий признают, что не могут платить все налоги. Примерно то же количество бизнесменов говорило и об административных барьерах, и о взяточничестве.
Встал на тропу бизнеса – не смог наскрести на налоги – попал на скамью подсудимых – сел в тюрьму. Так выглядит путь рядового «неоперившегося» бизнесмена. «Большинство начинающих предпринимателей сразу становятся нарушителями законов. Налоги абсолютно неприемлемы для нормального рентабельного бизнеса», – объясняет Иван Грачев.
Есть деньги – удастся скрыть «незаконность» своего существования. Естественно, за взятку. А как же еще? По словам Ивана Грачева, в том же опросе бизнесменов просили оценить, сколько они платят налогов и сколько взяток. Выяснилось, что в среднем по России предприятие от своего оборота отдает примерно 5% взяток и чуть меньше – 4,5% ‑ уходит на налоги.
Как отмечают члены бизнес сообщества, первыми на очереди за «наживой» милиция, на втором месте по взяткам – санитарные службы, третья и четвертая позиция отдана администрациям разного уровня. Что касается судов, по словам Грачева, они не фигурировали в ответах бизнесменов как прямые взяткополучатели. «Судьи взятки берут, но нерегулярно и чаще через посредников», – пояснил депутат.
Дают «на лапу» за все: за разрешение вести бизнес, за то, чтобы реже проверяли. Провести те же коммуникации, подключится к централизованной канализации и водопроводу, электросетям – невозможно без взятки.
Взять в аренду то же помещение без взятки – тоже не “светит”. «Даже тот, кто уже взял помещение в аренду, может легко из него вылететь. Принят закон о том, что арендованные площади нужно выкупить у государства, но лишь по итогам конкурса, в котором участвуют спекулянты», – говорит Грачев.
Больше всего Ивана Грачева возмущают отчеты чиновников перед обществом. В них они указывают на рост числа малых предприятий, а также пользы от их деятельности: «По официальным данным, вклад малых предприятий в ВВП составляет по итогам прошлого года 10%, однако хочу заметить, что в 1996 году эта доля была 13 %».
По данным независимых экспертов, в прошлом году в России было создано 400 тысяч предприятий, при этом, 300 закрылось. Грачев считает, что из 100 тысяч оставшихся «на плаву» 90% составляют фирмы-однодневки, посредством которых проводят различного рода махинации. Получается, за весь прошлый год в стране открылось не более 10 тысяч организаций малого бизнеса.
Этого слишком мало для развития экономики, говорит депутат. «Чтобы нормально развиваться, стране необходимо 10 млн. малых предприятий, на сегодня их в 10 раз меньше. Эта цифра держится порядка 15 лет. Что печально, никакой тенденции для развития нет», – подводит итог наш собеседник.
Наталья Трефилова