В странах Восточной Европы жив дух противоречия. Еще вчера они призывали Евросоюз избавиться от «газового диктата» России. Сегодня же они придумывают все новые аргументы для того, чтобы «Газпром» развернул свои проекты в их сторону.
Так, стало известно, что премьер-министр Польши Дональд Туск во время предстоящего 8 февраля визита в Москву будет уговаривать российские власти отказаться от прокладки Северо-европейского газопровода (проект «Северный поток») по дну балтийского моря. Гораздо выгоднее, убежден польский премьер, проложить трубу по территории Польши и балтийских стран.
Справка:
Газопровод Nord Stream соединит балтийское побережье России под Выборгом с балтийским берегом Германии в районе Грайфсвальда. Протяженность газопровода - 1200 километров. Газопровод планируется ввести в строй в 2010 году, при этом на первом этапе предполагается строительство нитки с пропускной способностью 27,5 млрд кубометров в год. На втором этапе планируется удвоение пропускной способности газопровода до около 55 млрд кубометров в год за счет сооружения второй нитки.
Согласно расчетам, которые везет Дональд Туск в Москву, сухопутный вариант постройки газопровода обойдется заинтересованным сторонам вдвое дешевле. По данным польской газеты «Дзенник», эксперты в министерстве экономики Польши подсчитали, что предложение Д.Туска гарантирует транспортировку газа по цене в два раза ниже, чем по газопроводу «Северный поток».
Поляки не забывают и о политической составляющей «Северного потока», который задумывался в том числе и как транзитный маршрут, обходящий наших проблемных соседей по СНГ. «В отличие от Белоруссии и Украины, такие страны, как Польша и балтийские государства, не будут поднимать цены за транзит газа и приостанавливать его перекачку, поскольку они обязаны уважать европейские законы в области энергетики», - отмечает польское издание.
Польский премьер не станет первым, кто борется с проектом подводного газопровода. В конце прошлого года Эстония направила странам, берега которых омывает Балтийское море, письмо, в котором призывает их воспрепятствовать прокладке газопровода. Аргументируя свое послание, эстонцы говорили об угрозе экологическому состоянию Балтики. Впрочем, после успешной реализации похожего проекта в Черном море, подобные обвинения выглядят нелепо.
Интересы Польши и Эстонии можно понять – ввод в эксплуатацию Северо-европейского газпровода (особенно ввод второй его нитки) грозит им потерями газового транзита. Не говоря о потерях чисто экономических, эти страны потеряют и мощный рычаг давления на Россию. Ведь у балтийских стран, в отличие от Украины, Белоруссии, нет даже гипотетической возможности принять участие в столь же крупномасштабном транзитном проекте. Польша же после начала работ по СЕГ потеряла всякую надежду на прокладку второй нитки газопровода Ямал-Европа по своей территории. Напомним, эта труба должна была стать основным каналом транзита газа с ямальских месторождений.
Экономические контраргументы строительству газопровода также спорны. Аналитики ИК «Атон» подтвердили Bigness.ru , что сухопутное строительство будет гораздо дешевле. Однако, по данным, которые озвучил управляющий директор проекта Nord Stream AG Матиас Уорниг, рентабельность подводного трубопровода в течение первых 25 лет на 15% выше сухопутного.
Говоря о европейских законах, которые якобы будут защищать российский газ в Польше и в странах Балтии, Дональд Туск слукавил. Да, в Европе действует Энергетическая хартия – свод документов, регламентирующих в Европе деятельность в области энергетики. Однако Россия до сих пор не присоединилась к Хартии. В остальном же отношение европейских властей к российским нефтегазовым проектам в Старом Свете весьма напряженное. В частности, в октябре минувшего года Еврокомиссия приняла положение о «взаимности», которое по сути является сводом ограничений российским компаниям на деятельность в Европе.
Вряд ли польский премьер добьется успеха в Москве. Вместе с тем, его действия говорят о том, что единственным реальным партнером по сотрудничеству в нефтегазовой сфере в Восточной и Центральной Европе является Россия. Все остальные проекты, в частности, затрагивающий Польшу Одесса-Броды, так и не сдвинулись с мертвой точки. В принципе, так и случается, когда политическое обоснование проектов превалирует над экономикой.
Сергей Малинин