Призыв «выйти из “тени”» не сработал. Обещанная государством милость за честность не подействовала на недобросовестных налогоплательщиков. Вместо 200 млрд. рублей, госказна за девять месяцев амнистии выручила всего три с небольшим.
Впервые налоговую амнистию предложил президент России Владимир Путин в своем послании от 2005 года. Правительство России в спешке приняло закон, чтобы успеть в срок, обозначенный президентом.
Справка: По закону о налоговой амнистии до 1 января 2008 года любой гражданин имел право легализовать доходы, с которых ранее не платились налоги. Государство позволило самостоятельно определяться с суммой, с которой организация или гражданин заплатит подоходный налог, указать источник происхождения денег и, не являясь к налоговикам, перечислить через специальный банковский счет в госказну неуплаченные до этого налоги в размере 13% от доходов. Вышедшим из «тени» гражданам государство обещало свободу от судебных преследований.
Обещания оказались неубедительными. В итоге получилось «как всегда». По словам заместителя директора Центра фискальной политики Александра Дерюгина, в спешке депутаты не продумали всех тонкостей закона о налоговой амнистии и упустили ряд ключевых моментов.
Во-первых, объявляя амнистию, государство четко не сформулировало, что будет с тем, кто станет добросовестным плательщиком, а главное с тем, кто не выйдет из «тени». «У нас осталось всеобщее недопонимание, а что дальше будет? Если мы будем жить не лучше и не хуже, чем жили до сих пор, в таком случае, для чего амнистия?» – делится Дерюгин с читателями Bigness.ru.
Директор департамента налогового консультирования НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Максим Вайнберг соглашается с ним. По его словам, к чему платить налоги, если ты итак спишь спокойно, и тебя никто до сих пор не поймал за руку.
Возможно, амнистия была бы более популярна, если бы «вместе с освобождением от ответственности за уклонение от налогов граждане получили и освобождение от ответственности за сопутствующие нарушения валютного или таможенного законодательства. Однако в конечном варианте закона о налоговой амнистии этого не предусмотрели», – констатирует эксперт «2К Аудит – Деловые консультации» в интервью Bigness.ru.
Еще одна причина, по которой люди не считают нужной легализацию доходов, – слишком высокая 13-процентная планка отчислений в бюджет, считают в департаменте налогового консультирования. «На сегодняшний день 13% – это очень высокая ставка для легализации средств. Нелегально «очистить» деньги в России можно гораздо дешевле – за 5-6%», – делится М.Вайнберг, имея ввиду отлично налаженную в Россию технологию «обналички».
С этим мнением в корне не согласен другой наш собеседник. «Такой “реверанс” властей в сторону недобросовестных налогоплательщиков, оскорбил бы честных граждан», – считает Александр Дерюгин.
Основная проблема заключается в недоверии потенциальных налогоплательщиков к властям. «Не для кого не секрет, что открытие своих доходов влечет выяснение их происхождения, хоть власти и заявляют, что ничего подобного не произойдет. Однако в это с трудом верится. У нас продаются разные базы данных, начиная с телефонных, кончая более полной и конфиденциальной информацией о фирме», – уверен замдиректора Центра фискальной политики.
Наш собеседник указывает на еще один негативный момент – все новое внушает страх российским гражданам. Такая акция проводилась впервые, к тому же, как говорилось выше, не до конца были ясны ее последствия. Для того, чтобы влиться в струю, необходимо посмотреть, а что же будет дальше с теми, кто легализовал доходы. Если государство и правда не обманет и не станет их преследовать, то можно и попробовать.
В любом случае, рассчитывать на поголовный интерес к объявленной акции, а уж тем более на то, что ее результатом будут многомиллиардные вливания в бюджет – глупо. Так и вышло. «Учитывая объем теневого рынка, оцениваемый в 1,3-2 трлн. рублей, результат очень низкий. Даже если отталкиваться от нижней границы оценки российского теневого рынка, за 9 месяцев было легализовано чуть больше 2% средств», – делится данными Максим Вайнберг.
Подобные мероприятия, проводимые в других странах, обычно бывают более эффективны, говорит он. Это происходит потому, что налоговая амнистия не обрушивается, как снег на голову, а вводится постепенно. За границей посредством постепенной и отлаженной работы легализуется порядка 10-15% средств теневого рынка.
Так что, нынешнюю инициативу властей можно признать провальной, сходятся во мнении оба эксперта. Не исключено, что государство может объявить амнистию еще раз, говорят они. Правда, выглядеть это будет неразумно: «Это будет даже смешно в каком-то смысле. Власти просто тем самым признаются в собственной несостоятельности и беспомощности», – заключает Александр Дерюгин.
Наталья Трефилова