Бутилированная вода высокой степени очистки берется из… крана! Фактически, мы покупаем в бутылках ту же воду, что течет в городских водопроводах. Такое заявление сделал глава Мосводоканала Станислав Храменков.
Впрочем, такой бизнес распространен во всем мире. По словам Храменкова, «в США 40% всей бутилированной воды разливается из городского водопровода. На популярную там марку «Аквафина» (фирма «Пепси») приходится 24 % продаж, 13 % рынка занимает марка «Дасани» («Кока-Кола»). В обоих случаях содержимое бутылок – вода из-под крана, но после дополнительной очистки. Работающие на российском рынке компании тоже не скрывают того, что продают водопроводную воду», – рассказал чиновник журналистам.
«Это правда», – поддерживает Храменкова собеседник Bigness.ru – вице-президент «Союза производителей бутилированных вод» Вадим Алтаев. «Действующие в нашей стране санитарные нормы и правила (СанПиН), которые устанавливают требования к безопасности бутилированной воды, допускают использование этой жидкости из систем муниципального водоснабжения. Примерно половина российских производителей пользуется таким способом», – поделился эксперт с нашим порталом.
«Бизнес на воде», безусловно, выгоден, говорит он. Водопроводная вода уже прошла несколько стадий очистки, перед тем как попасть к нам в кран, объясняет эксперт. Чтобы она соответствовала ГОСТу и СанПиНу бутилированной, ее осталось лишь очистить от хлора и механических примесей, например, ржавчины. Продукт готов к розливу.
Прежде всего, такой бизнес выгоден «недобросовестным» производителям воды в емкостях для офисных кулеров. «Стандартные 19 литров стоят в среднем 100 рублей. При этом сама пустая бутылка – «оборотная». Тару не приходится обновлять часто, потребители обычно ее возвращают производителю. Даже при минимальной очистке водопроводная вода может вписаться в стандарты для «бутилированной». В погоне за прибылью предприятия могут зарабатывать с этих 100 рублей более 50%», – говорит вице-президент «Союза производителей бутилированных вод».
Естественно, так поступают не все. По словам Алтаева, на серьезных предприятиях уровень рентабельности составляет уже порядка 10-12%. Такой производитель, дорожа имиджем, вкладывается в более серьезную очистку. На этих заводах, как правило, грамотный персонал, у них должным образом оформлены документы.
Свидетельства госрегистрации питьевой воды на сегодня выданы 116 организациям. Их список можно изучить, заглянув на сайт Роспотребнадзора.
Однако поручиться за каждого из зарегистрированных в официальном органе наш собеседник не берется. Основная мотивация производителя – максимальная прибыль, он всегда может сэкономить на качественных очистных сооружениях. И хотя Роспотребнадзор пристально контролирует их деятельность, за всеми, что говорится, не уследишь. Не исключено, что в бутылку может попасть и хлорированная вода прямиком с городского водопровода.
Раз вода из-под крана, отчего же производитель не информирует об этом потребителя, а пишет: «вода из подземного источника» или «вода из артезианской скважины»? В этих словах вовсе нет обмана, уверяет Вадим Алтаев. Из-под крана воду берет только половина производителей, значит, у остальной половины, возможно, есть свои скважины.
Что касается тех, кто пользуется услугами водоканалов, тоже вряд ли обманывают. Значит, водоканал берет воду из подземного источника. Дело в том, что в ГОСТе Р51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителей» нет понятия «вода из-под крана», вот производитель и указывает тот источник воды, который является более привлекательным с точки зрения имиджа.
Хотя «истинный» источник на бутылке все же указывается. ГОСТ на бутилированную воду диктует необходимость нанесения на этикетку номера технических условий (ТУ). Сами технические условия – это документы, в которых производитель пишет, из чего готовится продукт. Зачастую символы на упаковке совершенно непонятны покупателю», – просвещает Алтаев.
С точки зрения закона, ни о каком нарушении прав потребителей в этом случае и речи быть не может. С другой стороны – это совершенно безнравственно, говорит наш собеседник. Именно поэтому «Союз производителей бутилированных вод» лоббирует наряду с обязательной добровольную сертификацию компаний.
Наличие этого документа будет говорить о том, что производитель не виляет хвостом перед покупателем, а указывает правдивую информацию. Сегодня же, чтобы докопаться до истины – «что же все-таки налито в бутылку?», потребителю нужно провести целое расследование. Не факт, что оно привет к желаемому результату.
Однако это не говорит о том, что покупать воду в бутылках не стоит. Пусть она из-под крана, но в большинстве своем – гораздо чище водопроводной. Опасную для здоровья воды до сих пор на рынке не обнаруживали.
А если в воде и есть какие-то посторонние примеси, тоже не беда. В последнее время все больше ученых и медиков склоняются к тому, что природная (неочищенная) вода куда полезнее для здоровья, нежели дистиллированная, подводит итог наш собеседник.
Наталья Трефилова