Мир в целом и мы в частности, вступаем в полосу высокой инфляции. И, видимо, в Кремле нет уверенности в том, что макроэкономический блок правительства при текущей организации справится с ростом цен.
Этим можно объяснить создание специальной группы по регулированию инфляции во главе с вице-премьером и министром финансов Алексеем Кудриным, о чем заявил сегодня глава правительства Виктор Зубков.
«Материалы, представленные Минфином и Минэкономразвития, не в полной мере твечают задачам регулирования инфляционных процессов и нуждаются в доработке. Поэтому по итогам совещаний я принял решение создать специальную рабочую группу. Возглавит ее заместитель председателя правительства Алексей Леонидович Кудрин», - сказал премьер на очередном заседании правительства.
Первые цифры по инфляции, оказавшиеся в распоряжении ИА «Интерфакс» пока не внушают тревогу, но все же представляются высокими. Инфляция в РФ за первые три недели января составила 1,8%, что соответствует одной из расчетных цифр Минэкономразвития на ВЕСЬ январь. Год назад рост цен в этот месяц составил 1,7% (при итоговой инфляции около 12%), в связи с чем многие аналитики поспешили озвучить такой же и даже более «страшный» прогноз на 2008 год.
Однако в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования пока уверены в том, что выдержать правительственный ориентир в 7,5-8,5% вполне реально.
«Я думаю, что мы однозначно имеем шансы вписаться в существующие ориентиры по инфляции, если, конечно, “на мировом рынке не произойдет никакой гадости”», - сказал в интервью Bigness.ru ведущий эксперт ЦМАКП Дмитрий Белоусов.
«У нас есть защитный потенциал по снижению инфляции, - говорит Белоусов. Хотя у нас рынок перегрет. Рост экономики на 7,7%, который мы зафиксировали на конец года, это очень много».
Антиинфляционные кампании прошлых лет подтвердили, что худо-бедно правительству удалось сбивать скачки цен. Один из серьезнейших антиинфляционных пакетов последних лет был разработан в конце 2005 года.
В частности, в комплекс мер было включено развитие тендерной торговли нефтепродуктами, активное привлечение свободных средства населения в экономику (что впоследствии выразилось в «народных» IPO крупнейших госкомпаний), жесткое регулирование тарифной политики в госмонополиях.
На фоне роста цен на продовольствие в те годы предпринимались также усилия по декриминализации рынков, напоминает Белоусов. Как пояснил эксперт, тогда подтвердились подозрения, что «на розничных продовольственных рынках существует неформальный монопольный сговор как со стороны структур, контролирующих рынок, так и со стороны торговых посредников», которые закупают продукцию по монопольно низким ценам и продают по монопольно высоким.
Как показал опыт, наиболее эффективными с точки зрения торможения цен оказались таможенная политика и лимиты на повышение тарифов ЖКХ. «Только благодаря лимитам удалось взять под контроль ситуацию с тарифами, которые теперь растут примерно на 15% год, что позволяет снизить нагрузку на население, ‑ уверен Белоусов. – Без ограничения мы бы получили в прошлом году рост тарифов ЖКХ не на 14%, а на 25% с соответствующими инфляционными и социальными последствиями».
Позитивно эксперт оценивает и эффект от таможенных тарифов. Напомним, в разные годы государство либо поднимало экспортные пошлины на определенные виды продукции, чтобы предотвратить её вывоз из страны и, как следствие дефицит на внутреннем рынке, либо резко снижало ввозные тарифы, чтобы сбить цены дешевым импортом. За прошедшие несколько лет с помощью таможенного регулирования удалось справиться с ценами на сахар (он даже дешевел), удалось откорректировать ситуацию с мясным рынком и т.д.
Определенную роль это сыграло и в этом году, когда шли переговоры между торговлей и государством. Тем самым, отмечает Белоусов, государство показало, что оно вполне может открыть шлюзы на товарном рынке.
Вообще, эксперт отмечает относительный профессионализм государства в борьбе с инфляцией. «Борьба с инфляцией могла быть оформлена в двух видах», ‑ говорит Белоусов. В одном случае президент мог поручить Минфину и Центробанку обеспечить снижение инфляции до определенного уровня. «Это означало бы регулирование инфляции валютным курсом и денежной политикой», - отмечает он.
«Другой вариант – мы пытаемся впрячь в борьбу все министерства, включая МЭРТ, таможню, Минсельхоз с его товарными интервенциями», - продолжает эксперт. По его мнению, создание правительственной комиссии говорит о том, что власти решили пойти именно вторым путем: «Тем самым инфляцию признали сложным феноменом, не сводимым к чисто монетарным вещам», - делает вывод Белоусов.
Говоря о рисках сдерживания инфляции в рамках 8,5%, Дмитрий Белоусов отмечает опасность кризисов на локальных рынках, как это произошло в прошлом году на рынке зерна. По его мнению, они гораздо опаснее глобальных волнений на фондовых рынках, переживаемых сейчас на всех континентах. «На нашем рынке ситуация быстро нормализуется, да и бури на фондовом рынке прямого отношения к инфляции не имеют», - уверен он.
Сергей Малинин