Куда из заводских цехов 1 января делись тысячи новеньких автомашин, не удовлетворявших стандарту «Евро-3»? Напомним, с первого дня нового года российские автопроизводители не имеют права ни производить, ни продавать автомобили экологического класса «Евро-2» и ниже. Учитывая, что перед праздниками на складах автозаводов скопилось множество нереализованных машин, производителям не оставалось ничего иного, как пустить все «неправильные» авто под пресс. Однако этого не произошло.
Мы не продаем и не производим – в один голос рапортуют представители заводов. От «устаревших» авто удалось «избавится» до нового года, уверяют они. Между тем, еще несколько недель назад они умоляли правительство отсрочить полный переход на стандарт «Евро-3».
Свою просьбу два крупнейших производителя «классики» объясняли тем, что авто отвечающие стандарту «Евро-2» «четверки» (универсал ВАЗ-2104), «пятерки» (ВАЗ-2105), «семерки» (ВАЗ-2107) крайне выгодны сельским жителям. И якобы после подорожания на 10% (или на $500), которое случится в результате модернизации двигателя, сделает эти машины недоступными для сельчан.
На самом деле автопроизводителей больше волновал вопрос - куда девать нераспроданные остатки, сделанные по технологии «Евро-2». Согласно ноябрьским отчетам самих заводов, на складах АвтоВАЗа осталось 27 тысяч авто, что составляет одну треть от месячной производственной программы предприятия, рассказал Bigness . ru Виктор Пашков – начальник аналитического центра ОАО «АСМ-Холдинг». На ИжАвто – более 10 тысяч автомобилей, на заводе УАЗ – 2600 авто. Специалист не уверен, но предполагает, что «эти остатки, вероятнее всего, с двигателями “Евро-2”».
По его словам, вряд ли за декабрь ситуация с количеством нереализованных авто с «Евро-2» на заводах могла измениться. Хотя, по словам Пашкова, эти остатки настолько мизерны, что на них можно и закрыть глаза. «Заводы найдут, как с ними проступить. Наверняка они их не будут на свалку выбрасывать. Заводы выйдут из этой ситуации, как им удастся, законно или незаконно? Я за них не ответчик», – поделился эксперт с нашим деловым порталом, отметив, что модернизировать уже построенные автомобили до нового стандарта менее выгодно, чем просто их распродать.
Между тем, заводам запрещено не только производить, но и продавать автомобили, не соответствующие «Евро-2». Минэкономразвития промолчал в ответ на просьбу заводов о продлении выпуска и продаж легковушек с двигателями стандарта «Евро-2» до 2009 года.
Вслед за министерством и в ФАС РФ не пожелали идти на встречу «отдельным» производителям авто, которые неоднократно обращались к антимонопольщикам с такой просьбой.
Предполагая, что заводы могут пойти на нарушение запрета, ФАС грозит штрафами. «Если будет выявлен сговор по продолжению продаж авто с “Евро-2”, и после выписанного нами предписания нарушения будут продолжаться, стороны будут наказаны штрафом до 4% от годового оборота компаний», – поделился с нами начальник управления контроля промышленности ФАС РФ Алексей Ульянов .
Сами заводы официально заявляют, что на сегодняшний день у них на балансе нет ни одного автомобиля, не удовлетворяющего новым экономическим нормам.
На запрос Bigness . ru в АвтоВАЗе ответили так: «К концу 2007 года непроданных товарных автомобилей в комплектации «Евро-2» на заводе не осталось. В сервисно-сбытовой сети АвтоВАЗа, естественно, некоторое время еще будут оставаться автомобили, выполняющие «Евро-2», но это им позволено. Хотя вскоре и они все будут распроданы».
Примерно то же самое сообщил официальный источник ижевского автозавода. Неофициальные лица этого предприятия располагают несколько иными данными: «На автозаводе автомобилей с «Евро-2» осталось примерно около одной тысячи штук, в том числе ВАЗ-21043 и ИЖ-27175 и КIA-Spe c tra».
Но, как удалось выяснить Bigness . ru , «застукать» автопроизводителей вряд ли удастся. По словам нашего источника в ИжАвто, пожелавшего остаться неназванным, «та тысяча автомобилей, которая находится на складе «ИжАвто», уже формально продана в ООО «Экстерьер-Авто». Так что можно считать, что на заводе их уже нет».
Впрочем, «прятать улики» (авто с «Евро-2») заводам, возможно, и не придется, если государство заступится за всех производителей авто сразу. То есть, не будет учитывать интересы лишь пары-тройки лоббистов, говорят в ФАС. Такой подход к вопросу не нарушает антимонопольного законодательства.
Наталья Трефилова