Русской водке класса «премиум» нет достойных конкурентов. Жесткая борьба за рынок с заморскими джинами, ромом, текилой, коньяком и виски не сокращает ее долю в премиальном сегменте, утверждает директор центра исследований регионального и федерального рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз.
Премиальная водка (водка дороже 200 рублей за 0,5 л) – это то, на чем сегодня хорошо зарабатывают российские производители крепких алкогольных напитков, говорит эксперт. Ее потребление с каждым годом увеличивается.
Дело вовсе не в растущем качестве. «Все дело в “поляризации” напитков. У нас в 2007 году закончился восьмилетний период окончательного закрепления потребителей в рамках своих социальных групп. Теперь общество разбито на жесткие имущественные классы. Соответственно, и потребительские сегментные группы так же закреплены. Богатые люди становятся все богаче и готовы платить за водку все больше денег», - поделился Вадим Дробиз с деловым порталом Bigness.ru.
Справка: по статистике центра «ЦИФРРА» в 2007 году продажа русской премиальной водки составила порядка 27 млн. дал. Для сравнения, заморской текилы, рома, виски, джина в России было продано чуть меньше 17 млн. дал. Предпочтительнее водки класса «премиум» оказался дорогой импортный коньяк. Его было продано порядка 35 млн. дал.
По мнению экспертов алкогольного рынка, спрос на премиальную водку может выровняться со спросом и на заморские коньяки. Однако пока в России недостаточно предложения – рынок до сих пор не насыщен до этого предела.
Это значит, что сейчас самое время для производителей завоевывать место в этом сегменте водочной индустрии. В переходе части производителей к выпуску премиальной водки специалисты видят дальновидность таких шагов.
Немаловажным фактором интереса производителей алкоголя к премиальному сорокаградусному продукту является и себестоимость производства. С пол-литра водки класса «премиум» можно заработать в разы больше, чем с бутылки водки того же объема, но более низкого класса. «Водка, которая стоит 200 рублей за 0,5 л может принести производителю чистой прибыли порядка $1,5, а производитель более дешевой водки зарабатывает с бутылки не более 5 рублей», - констатирует наш собеседник.
Однако с организацией производства премиальной водки стоит поторопиться. Это сегмент на сегодняшний день действительно растет, но и у него есть потолок. Потребность в такой водке в России – не более 35 млн. дал в год. До этого потолка рынок водки «премиум» вырастет за пару лет. Тогда уже не будет смысла соваться в эту нишу, предупреждает Дробиз.
Впрочем, наладить такое производство с нуля будет стоить недешево. Не секрет, что продвигать малоизвестный бренд достаточно сложно. На это могут уйти годы. Так что, производителю крепкого алкоголя стоит взвесить все «за» и «против», прежде чем вкладываться в дорогое производство, а не бросаться на амбразуру сломя голову.
Но не стоит расстраиваться, если не удастся «сорвать куш» на производстве дорого алкоголя, успокаивает Вадим Дробиз. По его прогнозам, в ближайшее время наиболее привлекательной потребителю будет водка «дешевого» сегмента.
Рынок легальной дешевой водки по-прежнему в дефиците. Производить ее невыгодно. Доля водочных акцизов в бутылке слишком велика. Но в центре «ЦИФРРА» надеются, что рано или поздно государство «одумается» и найдет способ, как обеспечить качественным горячительным и более низшие слои населения, например, снизив акцизы.
По мнению экспертов, существенное снижение этих ставок позволит легализовать порядка 500 млн. литров «теневой», но качественной водки в год. Что в значительной степени сократит и употребление опасных для жизни суррогатов.
Наталья Трефилова