«Кто возьмет билетов пачку, то получит… водокачку!». Все помнят эту цитату из апофеоза советской комедии - «Бриллиантовой руки». Однако обладателем акций госкомпаний не до смеха – многие из них стали жертвами очередного «спортлото», рискнув и потеряв последние сбережения. Кто виноват?
В начале года, по старой доброй традиции, вспоминают год ушедший. Так, и в этот раз многие экономические эксперты вспомнили о том, что прошлый год был богат на «народные» IPO (целых два!), но, увы, не «хлебный». Практически все физические лица, купившие акции Сбербанка и Внешторгбанка, крайне недовольны убыточностью этого мероприятия. Особенно порицания вызывает ВТБ.
IPO (от англ. Initial Public Offering - первичное публичное предложение) - первая публичная продажа акций частной компании, в том числе в форме продажи депозитарных расписок на акции. Продажа акций может осуществляться как путем размещения дополнительного выпуска акций путем открытой подписки, так и путем публичной продажи бумаг существующего выпуска акционерами частной компании.
Весной прошлого года россияне решили поддержать «народного производителя», приобретя ценные бумаги двух крупнейших банков. В марте более 30 тысяч граждан участвовали в ходе доразмещения (SPO) Сбербанком 3,5 млн акций на бирже. В мае прошло еще одно «народное» IPO – на этот раз ВТБ. Теперь количество участников возросло на 100 тысяч человек.
Оказались в выигрыше лишь приобретшие ценные бумаги Сбербанка, торгующиеся сейчас выше цены размещения. А вот радость от покупки акций ВТБ вскоре сменилась тотальным разочарованием. Стоимость размещения бумаги банка составляла 13,6 копейки за штуку, то есть являлась близкой к максимально заявленной. Сейчас же акции ВТБ торгуются на 15-20% ниже этой отметки.
Из-за падения рыночных котировок вложившиеся в бумаги ВТБ почувствовали себя обманутыми. Люди были оскорблены тем, что, однажды поддавших на масштабную красивую рекламу, получили не просто «кота в мешке», а остались ни с чем. Ведь многие из них – пенсионеры или граждане со средним достатком, поверившие в возможность приумножения своих сбережений.
«Прошлый год вообще для всего фондового рынка был самым плохим за ближайшие 10 лет, что связано с кризисом ликвидности», - рассказывает Bigness.ru Владимир Кубраченко, начальник департамента торговли ценными бумагами ИГ «АнтантаПиоглобал».
«Провал» размещения ВТБ был предсказуем, считает эксперт. Злую шутку сыграла спешка. В этом случае необходимо было учесть опыт «Роснефти», на акциях которой практически никто не успел заработать. Когда компания разместилась, цена стояла ниже рынка примерно на 10%. Рост ее акций держался буквально месяц, а затем котировки обвалились.
«Кроме того, большая часть бумаг «Роснефти» была предложена в Лондоне. У нас же они были представлены меньшим количеством. А с ВТБ было еще сложнее, так как его бумаг в России было размещено критически мало, поэтому он стал аутсайдером», - напоминает эксперт.
Однако к удачам и неудачам размещения стоит подходить философски, считает Николай Гусев, старший трейдер ИК «Проспект». «ВТБ выбрал хорошее время, получив за свои акции значительную сумму (8 млрд долларов – ред.). Просто для покупателей была не очень хорошая цена. А затем бумаги оказались под давлением продавцов», - отмечает в беседе с Bigness.ru трейдер.
Фактически целью первичного публичного предложения является прибыль, получаемая в виде разницы между суммой от продажи выпущенных акций и капиталом, действительно вложенным в акционерное предприятие. В советские времена, до прихода рыночной экономики в страну, с подобной задачей проводили различные лотереи. «Однако у государства невозможно полностью выиграть», - уверен В.Кубраченко.
В целом практика «народных» IPO существует во многих странах уже давно, но она действует для привлечения компаниями именно дополнительных средств, а не с целью заработать на мелких акционерах, как в России.
«Для них (зарубежных стран – ред.) это – альтернатива кредита. И проходит все по правилам: сначала бумага размещается по самой низкой цене, а потом ее поднимают опционы», - рассказывает эксперт. У нас в стране все с точностью наоборот: сначала рождается значительный спрос (причем, порой искусственно стимулированный), акция продается по самой высокой цене, а потом падает.
Нам необходимо поменять политику, то есть размещать бумаги не по рыночной цене, а по более низкой, тогда мы сможем привлечь как игроков, так и их капитал, уверен В.Кубраченко.
В то же время, по мнению руководителя проектов IPO ИК «Финам» Алексея Курасова, следует помнить: в том, что люди потеряли свои деньги в процессе «народных» IPO, виноваты не конкретные компании, а непрофессионализм их менеджеров.
«Ценные бумаги – это активы, и именно от менеджера зависит, хорошо они будут работать, принесут ли прибыль», - поясняет Bigness.ru специалист. Так как для людей «народное» IPO стало первым шагом на фондовый рынок, их необходимо было проинформировать, по какой стратегии формируется портфель, от каких факторов зависит движение бумаг.
В подходе к инвестированию была изначально заложена ошибка. И, по словам А.Курасова, «Сбербанку повезло, что он остался на плаву».
Если бы, к примеру, в Америке прошло «народное» IPO так провально, как в России, то ВТБ получил бы неисчислимое количество коллективных исков на несколько миллиардов долларов. А все потому, что инвесторы не были проинформированы о принципах инвестирования. У нас это тоже прописано ФСФР, но уже бессмысленно подавать в суд какие-то жалобы, отмечает эксперт.
Частные инвесторы стали жертвами не просто падений котировок или приобретения «несчастливого билета». Их подвела некомпетентность консультаций. А.Курасов сомневается, есть ли вообще аттестаты ФСФР на предоставлении брокерских услуг у тех людей, которые принимали заявки, подписывали документы, беря на себя часть ответственности.
Эльвира Чукмарова