Обвал – такими словами комментируют информагентства ситуацию на фондовых рынках США и Азии. Таков печальный, но не последний итог всемирного кредитного кризиса и комка проблем в американской экономике. Ситуация отчасти напоминает финансовые бури 1997-1998 годов, которые для России кончились дефолтом. Чем обернется сегодняшний кризис?
Второй день вести с мировых бирж напоминают сводки с фронта. Причем с фронта, на котором неважно идут дела. Вслед за американскими рынками в среду рухнули азиатские фондовые индексы. К сообщению о колоссальных убытках финансовой группы Citigroup добавились не менее впечатляющие отчетности JP Morgan и Wells Fargo.
За азиатскими рынками тенденцию подхватила и Россия. Рынок российских акций сегодня резко упал. Упали даже активно поднимавшиеся вплоть до вторника акции ведущих российских золотодобывающих компаний. Лидерами падения стали акции нефтяных компаний и Газпрома.
Дело в том, что в пакет плохих новостей для России входит и снижение стоимости барреля нефти – основы российского экономического могущества. Как сказал в интервью Bigness.ru Гельды Саюнов, аналитик по российскому рынку акций ФК «Открытие», события последних дней демонстрируют, что «происходит некоторое замедление экономического роста США». Вследствие этого, отмечает аналитик, участники торгов ожидают снижение потребления сырья. «Это цепочкой доходит до нас. Цены на сырье будут падать, акции нефтегазовых компаний падают на ожидании снижения финансовых показателей», - говорит Саюнов.
Насколько это может стать критичным для страны, зависящей от стоимости барреля? «Я в принципе не исключаю, что где-то в мире может произойти дефолт», сказал Bigness.ru Владимир Кубраченко, начальник департамента торговли ценными бумагами ИГ «АнтантаПиоглобал». Но вместе с тем он уточняет: это не произойдет внезапно». «Пока не все так плохо, как в 1998 году», - говорит эксперт.
- Читайте также в Bigness.ru: Кто устроил августовский дефолт?
По мнению Кубраченко, к нам это придет только в том случае, если окажется, что какие-то российские деньги были вложены в американские ипотечные бумаги.
Еще более оптимистично настроена Ирина Кузнецова, сейлз ИК «Проспект». Она предложила успокоиться, отметив, что фондовый рынок России после новогодних праздников «хорошо себя чувствовал» (всем на удивление). Аналитики еще успели напророчить на 15 января новый исторический максимум индекса РТС – до 2360 пунктов!
Но российский рынок решил отреагировать на плохие новости из-за рубежа. Хотя все предпосылки к падению были очевидны, отмечает Кузнецова в интервью Bigness.ru. Действительно, о рецессии в экономике США, как о сложившемся факте, говорили аналитики ведущих инвесткомпаний еще в первых числах января. Отчетность Citigroup (а также других крупных финансовых корпораций) также никого не удивила – примерный размер её убытков был известен заранее.
В России же все нормально. «В России нет проблем», - уверена Кузнецова. По её мнению, дефолт в нашей стране не предвидится. «О каком дефолте можно говорить, если в марте состоятся президентские выборы!», - иронизирует она.
Гельды Саюнов из ФК «Открытие» также считает, что «кризис» носит краткосрочный характер, по крайней мере для России. «Гораздо хуже было в марте прошлого года, когда азиатские рынки очень сильно упали, потянув за собой все остальные фондовые рынки», - говорит он.
Сравнивая сегодняшнюю ситуацию с 1998-м годом, Саюнов называет её «существенно другой». «Тогда была другая экономика страны. Денег не было вообще. При текущей ситуации, когда наши золотовалютные резервы постоянно растут и мы боимся распечатать Стабфонд (чтобы не разогнать инфляцию), вероятность повторения тех событий минимальна», - уверен аналитик.
Владимир Кубраченко также считает, что наши власти вполне в состоянии сопротивляться кризису. При этом в беседе с Bigness.ru он высказал неожиданное предположение: по его мнению первой контрмерой станет деноминация. Аналитик уверен, что сокращение номинала российской валюты неизбежно после президентских выборов.
- Читайте также в Bigness.ru: Операция "Деноминация"
Сергей Малинин