Очередные несколько лет упущено российскими производителями военных самолетов. Государство объявило новый конкурс по выбору разработчика двигателя пятого поколения. «Резину тянут» с развала Советского Союза, когда государственное финансирование стратегического проекта прекратилось.
Из чего состоит современный самолет? Из «железа», электроники и двигателя. Созданию Россией боевого самолета пятого поколения, способного противостоять уже существующим американским и европейским аналогам, во многом тормозиться как раз из-за отсутствия подходящей двигательной установки.
Первые шаги по созданию двигателя пятого поколения были сделаны еще в 80-х годах прошлого столетия, констатирует руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт.ру» Олег Пантелеев. «Планировалось, что истребитель пятого поколения сможет активно летать уже во второй половине 90, то есть пройти испытания. Тогда мы имели все шансы сохранить паритет с США. Мы отчасти даже опережали американцев. Развал советского союза поставил на этом крест», – поделился он с Bigness.ru.
Россия отстала от Америки лет на десять, с горечью констатируют эксперты. Американским производителям военных самолетов нового поколения есть чем гордиться. Их истребитель F-22, оснащенный двигателем пятого поколения, запущен в серийное производство еще в 2004 году. К концу этого десятилетия закончатся испытания еще одного самолета нового поколения – F-35.
Между тем, в России пока лишь только испытывают образец двигателя, необходимого современному самолету.
Однако для того, чтобы выпустить двигатель в серийное производство не достаточно испытать «образец», необходимо пройти второй этап. «Мировая практика заключается в том, что проводится тендер, на который основные претенденты выставляют, так называемый, «демонстратор», на основе которого и будет выпускаться “серийный агрегат”», – говорит Пантелеев.
Демонстратор – это еще не товарный продукт, а лишь стенд, на котором отрабатываются наиболее важные передовые технологии производства двигателей, объясняет наш собеседник. Решение о разработчике двигателя пятого поколения будет принято лишь в 2009 году на основании итогов конкурса демонстраторов.
На его разработку претендуют НПО «Сатурн» и ММПП «Салют», которые пока только за счет собственных средств отрабатывают ноу-хау. Их представят в будущем году на суд. «Вчерашний дефицит государственного финансирования сегодня и завтра оборачиваются снижением темпов производства. Потому пока до конца десятилетия даже не ставится задача поставить на вооружение эти самолеты. К этому моменту, дай бог, состоится полет опытного прототипа самолета с двигателем пятого поколения», – говорит наш эксперт.
Между тем, на пятки России наступают не только американцы, но и европейцы, которые работают сразу над двумя проектами истребителей пятого поколения.
Русские еще могут переплюнуть и Америку, и Европу, надеются эксперты и разработчики. «Вероятно, как рассчитывают наши промышленники, новый самолет пятого поколения будет по соотношению «цена – качество» интереснее американских аналогов. Тем самым, Россия сумеет отстоять свои позиции на рынке вооружений», – считает Олег Пантелеев.
Американские F-22 будут поставляться на экспорт в очень ограниченном количестве из-за того, что это очень дорогой самолет, говорит собеседник Bigness.ru. Что касается европейских аналогов, то они заметно будут уступать в качестве.
Еще один весомый факт в пользу российских двигателей и самолетов – прошлогодние российско-индийские переговоры о совместной разработке истребителей пятого поколения. Один из покупателей в лице Индии выразил свою приверженность к сотрудничеству с российской стороной.
По самым смелым ожиданиям, появления серийных российских истребителей пятого поколения стоит ожидать ближе к середине следующего десятилетия. Не поменяются ли к тому времени планы потенциальных покупателей наших военных самолетов?
Наталья Трефилова