Президент Белоруссии Александр Лукашенко нашел основную точку опоры в многополярном мире – Китайскую народную республику. Нашему западному соседу суждено стать «оплотом Китая в Европе» - такими словами президент Белоруссии встречал председателя Народного банка Китая.
Белорусский лидер продемонстрировал свое умение «диверсифицировать» союзников. Его заверения в преданности дружбе с Китаем казались более пылкими, чем прежние признания в любви к России. «В последнее время мы почувствовали серьезный интерес китайских инвесторов к белорусской экономике. Мы приветствуем китайские инвестиции в экономику Белоруссии, и будем создавать самые благоприятные условия для работы
китайских инвесторов», - заявил глава белорусского государства, встречаясь во вторник в Минске с председателем Народного банка Китая (НБК) Чжоу Сяочуанем. Отметим, что статус главы НБК гораздо выше, чем руководителя любого другого Центробанка (за исключением, пожалуй, американской Федеральной резервной системы). Чжоу Сяочуань – это человек, одно слово которого может встряхнуть экономики всех западных стран.
Китайский Центробанк уже стала полноправным субъектом мирового валютного рынка. Курс национальной валюты Китая, благодаря жесткой политике монетарных властей, многие годы остается искусственно заниженным, что, сохраняя значительный потенциал юаня, делает его стабильным и привлекательным в качестве альтернативы доллару США. Это не преминул и подчеркнуть Александр Лукашенко, напомнив, что активы в китайских юанях входят в состав международных резервных активов Белоруссии.
Однако ключевым элементом встречи стало торжественное обещание стать «оплотом Китая в Европе». Лукашенко поблагодарил руководство КНР, китайский народ за «колоссальную поддержку», которую оказывает Китай Белоруссии. «Я хочу, чтобы вы знали и передали правительству, руководству Китая, что белорусы обязательно выполнят те обещания, которые мы дали вам в ходе моих четырех визитов в вашу страну. Белоруссия подтверждает готовность быть для вас настоящим другом и вашим
оплотом в Европе», - отметил А.Лукашенко. «Вы сделали доброе нам - мы добром и ответим», - не уставал подчеркивать президент Белоруссии.
Расшифровать посыл белорусского лидера несложно. Конкретные шаги к сближению, равно как и первые громкие заявления по поводу белорусско-китайского союза, были сделаны в 2005 году во время нашумевшего визита белорусского лидера в Китай. Напомним, это было время очередного витка напряженности в отношениях с Россией, так что поиск новых «точек опоры» в Евразии был для Лукашенко актуален как никогда.
Уже тогда президент Белоруссии заявлял: «наша экономика, наша страна, которая находится в центре Европы, очень интересна для китайского государства. И в этом плане Китай может на нас рассчитывать полностью. Мы будем гарантировать любые интересы китайского руководства у нас в Беларуси».
Главным политическим итогом тех встреч стало подписание декларации о стратегическом партнерстве и начало диалога о вступлении Белоруссии в Шанхайскую организацию сотрудничества – и пригласил её туда именно Китай, хотя и братская Россия занимает не последние места в этом союзе.
Что сближает две страны в политическом плане – выглядит понятным. Упреки в несоблюдении прав человека и настороженное отношение со стороны США сблизили многие страны на этой планете. Союз же с Россией для Белоруссии все больше превращается в площадку для бесконечного выяснения отношений.
В экономическом же плане Белоруссия действительно может стать форпостом Китая в западной части материка.
В Белоруссии еще с советских времен отлично сохранилась вся инфраструктура под радиоэлектронную промышленность и машиностроение. До сих пор на белорусских заводах производят весьма качественную и современную бытовую, аудио- и видеотехнику. Трактора и автобусы составляют немалую долю в национальном экспорте Белоруссии.
С другой стороны те же китайские автомобильные концерны активно ищут сборочные площадки для своих производств в Европе. В России им негласно отказали в возможности построить свои заводы. В свою очередь, у Белоруссии отсутствует необходимость защищать отечественного производителя (коего в большинстве сегментов просто нет), так что Китай может ожидать "зеленый свет".
К преимуществам Белоруссии можно отнести сравнительно дешевую рабочую силу, что является также преимуществом и китайской экономики, отметил в интервью Bigness.ru Владимир Лиссняк, профессор American Business & Legal Education.
Однако, по его мнению, судить о серьезности намерений белорусского руководства можно будет только по соответствующим изменениям в законодательстве. «Надо смотреть, какие конкретно законы будут под это приняты в Белоруссии, чтобы создать режим наибольшего благоприятствования для китайских бизнесменов», - считает Лиссняк.
Артем Сергеев