Проект «Сахалин-1» - один из ярких представителей реализации «Соглашения о разделе продукции» (СРП). Основа таких соглашений – в том, что иностранные инвесторы получают продукции (газа и нефти) в объеме, пропорциональном затратам на проект.
В настоящее время в России и не только критикуют эту схему, называя её хищнической и коррупциогенной. Противники СРП уже добились успехов: в прошлом году из похожего проекта «Сахалин-2» фактически была изгнана корпорация Shell.
Однако, несмотря на то, что российские власти начали отстаивать в нефтегазовых проектах национальные интересы, руководство «Эксон Нефтегаз Лимитед» (дочерняя компания крупнейшей нефтегазовой корпорации «Exxon Mobil»), выступающая оператором по разработке проекта «Сахалин-1», демонстрирует оптимизм относительно своей деятельности в России.
По самым различным аспектам деятельности компании - наш разговор с первым вице-президентом компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» Тэйлором Джеймсом Русом.
- Тэйлор, скажите пожалуйста, каковы взгляды Вашей компании на тенденции развития энергетического сектора?
-Мы рассматриваем два главных фактора, определяющих спрос на энергию: демографию и объем производства.
При рассмотрении этих факторов мы проводим раздельную оценку ситуаций в развитых странах (входящих в ОЭСР) и в развивающихся (не входящих в ОЭСР).
По мере роста численности населения и повышения уровня жизни, спрос на энергоносители в бытовой сфере, в виде автомобильного топлива и для нужд предприятий и организаций повышается. По оценкам, к 2030 г. население нашей планеты возрастет с 6 млрд. в настоящее время до 8 млрд, что соответствует среднему годовому приросту в 0,9% по сравнению с 2000 г. Около 95% этого прироста придется на страны, не входящие в ОЭСР.
Предположительно, в среднем до конца 2030 г. глобальный ВВП возрастет более чем вдвое (при том, что по прогнозам к 2030 г. глобальный ВВП будет увеличиваться в среднем на 2,8% в год [в пересчете на рыночный курс обмена валют]). Доля промышленного производства входящих в ОЭСР стран будет как и прежде больше, однако темпы роста промышленного производства не входящих в ОЭРС стран будут выше.
Это процесс имеет как положительную сторону – уровень благополучия в мире возрастет, нищета будет постепенно отступать, так и отрицательную – возрастет неотложность решения проблемы разработки доступных источников поставок энергии, столь необходимых для обеспечения дальнейшего роста материального производства и создания условий для благополучной жизни во всех странах мира.
С учетом глобального роста как населения, так и ВВП, по нашим оценкам глобальный спрос на энергоносители в 2030 г. будет на 60% выше, чем в 2000 г. (полагаем, что спрос на энергию будет в среднем возрастать на 1,6% в год до 2030 г. включительно) и достигнет цифры, близкой к 325 млн. баррелей нефтяного эквивалента в сутки. И в этом случае, спрос на энергоносители быстрее всего будет расти в странах, не входящих в ОЭСР, и составит около 80% всего объема роста спроса.
- Что потребуется для удовлетворения этого растущего спроса?
- По оценкам, для удовлетворения этого спроса потребуется инвестиционных средств на сумму 20 трлн. долларов.
Удовлетворение растущего спроса на энергоносители неизбежно ведет к глобальному росту инвестиций в крупные проекты со стороны нефтегазовых компаний. Компания «Exxon Mobil» - не исключение. Разработка действенной стратегии размещения контрактов тоже играет определяющую роль. Оптимальная стратегия размещения контрактов должна учитывать конкретные особенности каждого проекта, возможности подрядчика, конкуренцию на соответствующем рынке, его конъюнктуру и принятый в данном регионе порядок размещения контрактов.
- Но в России вас знаю прежде всего по проекту "Сахалин-1". Что вообще для вас значит этот проект?
- Данный проект- этот пример на примере успешной реализации мега-проектов компанией «Exxon Mobil». Проект «Сахалин-1» включает три нефтегазовых месторождения: Чайво, Одопту и Аркутун-Даги. Реализация планируется в четыре стадии. Стадия №1 – это разработка месторождения Чайво. Месторождение Чайво разрабатывается с береговых и морских сооружений. В июне 2002 года был закончен монтаж береговой буровой установки «Ястреб». Эта буровая была спроектирована специально для проекта «Сахалин-1» и является самой мощной наземной буровой установкой в нефтегазовой отрасли. Она предназначена для бурения скважин с большим отходом забоя от вертикали морских залежей углеводородов. Также нефть и газ добываются с морской платформы по имени «Орлан».
С «Орлана» и «Ястреба» продукция поступает на Береговой комплекс подготовки (БКП). На БКП мы получаем стабилизированную нефть, которую затем транспортируем до нефтеотгрузочного терминала Де-Кастри на экспорт, и газ, который поставляем в дальневосточный регион России или закачиваем обратно в пласты месторождения Чайво.
Система экспорта нефти нашего проекта была введена в эксплуатацию в августе 2006 года. Завершено строительство 140-мильного (225км) трубопровода для транспортировки нефти с БКП через остров и Татарский пролив до нефтеотгрузочного терминала Де-Кастри в Хабаровском крае. В сентябре 2006 года на терминале началась загрузка танкеров.
Немало достижений в нашем проекте за последний год.
В сентябре 2006 года мы ввели в эксплуатацию нефтеотгрузочный терминал Де-Кастри в Хабаровском крае для экспорта нефти на мировые рынки. На терминале находятся два резервуара для хранения нефти до ее отгрузки в танкера. Отдаленно расположенный терминал представляет собой автономный комплекс и имеет собственные системы энергообеспечения, водоснабжения, утилизации отходов, а также жилые модули для технического персонала.
С момента загрузки первого танкера мы приняли на себя обязательство соответствовать потребностям наших клиентов, и рынок сполна компенсирует наши действия по обеспечению надежности. На данный момент более 50 миллионов баррелей нефти новой марки «Сокол» было отправлено на экспорт с нефтеотгрузочного терминала Де-Кастри.
Для загрузки нефти в танкеры мы используем выносной одноточечный причал (ВОП). Нефть поступает на это специальное сооружение, смонтированное на опоре и расположенное к востоку от полуострова Клыкова в заливе Чихачева, через заглубленный нефтеотгрузочный трубопровод. Конструктивная концепция ВОП основана на нашем опыте работы в Северном море и предусматривает аварийное отключение и отсоединение танкеров при ухудшении погодных или ледовых условий. Эта система признана самым безопасным, экологически и экономически целесообразным методом загрузки танкеров в таких условиях.
Загрузка танкера в среднем происходит каждые три-четыре дня.
- Так в чем же заключается позитивное влияние проекта "Сахалин-1" для России в целом?
-Везде, где компания «Exxon Mobil» ведет работы, мы вкладываем большие средства в местные предприятия, образовательные учреждения, здравоохранение и другие социальные программы. Это способствует повышению благосостояния населения на многие годы уже после ввода проекта в эксплуатацию. Вот уже 100 лет мы поддерживаем добрые отношения с правительствами и населением стран, где мы ведем работы, и помогаем улучшать условия жизни населения.
К прямым выгодам для России от проекта "Сахалин-1" за весь срок его реализации относятся прямые поступления в государственный бюджет в размере 50 млрд. долларов в виде налогов, роялти и принадлежащей государству доли добытой нефти. Выгоды России принесут также и следующие стадии "Сахалина-1" - новаторского проекта, в котором мы с гордостью выступаем в качестве оператора.
Мы пришли в Россию с серьезными намерениями стать добрыми соседями и хотим быть частью местной общественной жизни на долгие годы.
Герман Напольский