Китай приступил к «штамповке» самолетов. На днях прошла презентация первого авиалайнера – межрегионального «транспортника» ARJ 21. Его построили на Шанхайском авиационном заводе. Компания China Aviation Industry Corp. ( AVIC I ) заявила, что уже этой весной ее самолет пройдет летные испытания.
В третьем квартале 2009 года лайнер возьмет курс на своего первого заказчика. Китайские авиапроизводители могут стать серьезными конкурентами российскому авиапрому, говорят эксперты. Естественно, сразу китайцам вряд ли удастся выйти на мировой рынок, говорит аналитик ГК «Регион» Константин Гуляев. «Скорее всего, им светит рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, думаю, что они запросто смогут «наступить на хвост» и России», - заявил эксперт в интервью Bigness.ru.
Перейти дорогу нашим самолетам Китай вполне может лишь потому, что «в настоящее время авиалайнеры производятся только для внутреннего рынка, и то не полностью удовлетворен спрос», - поделился с Bigness.ru аналитик ИК «Финам» Константин Романов.
ARJ 21 является первым шагом Китая в его стремлении стать мировым производителем самолетов. Китайский самолет будет конкурировать прежде всего с продукцией фирм Bombardier и Empresa Brasileira de Aeronautica.
Однако российский рынок китайцам закрыт минимум на десять лет, уверены аналитики. Переплюнуть мировых лидеров авиапрома Boeing и Airbus, которым отдают предпочтение крупные российские авиаперевозчики, у них вряд ли получится.
Эксперты допускают, что российские власти введут «административный барьер» на собственном рынке. «Российский рынок будет закрыт пошлинами лет десять. Год назад у нас была создана Объединенная авиастроительная корпорация для развития гражданского самолетостроения в России. Зачем ей пускать на наш рынок кого-то еще, если сейчас пытаются развивать активы собственного гражданского авиастроения», - сообщают в ИК «Финам».
Самолеты Китая не внушают доверия, как и его автопром. «С авто они до сих пор не вышли на европейский и на американский рынок, как планировали. Они долго не морочили голову, сделали дизайн такой же, как у иностранных машин, качество было плохое, сейчас оно выравнивается. С авиапромом, скорее всего, будет то же самое. Безусловно, Китай рано или поздно будет штамповать самолеты, как это было с автомобилями», - считает Романов.
Несомненно, по мере роста качества спрос на китайские самолеты на мировом рынке будет повышаться. Период становления может продлиться лет пять. За это время российские авиалайнеры того же класса - такие, как Sukhoi Superjet 100 ( SSJ ) (ЗАО «Гражданские самолеты Сухого») - вполне смогут выйти на мировой рынок.
Если промедлить, борьба с китайцами за рынок сбыта развернется нешуточная, считают аналитики. « SSJ будут производить с 2008-2009 года. У нас планы тоже наполеоновские, но, вполне возможно, что китайцы будут нашими серьезными конкурентами», - поделился Гуляев.
Резюмируя вышесказанное, подводим итог: Китай серьезно заявляет о собственных намерениях стать мировым производителем самолетов. Однако пока к качеству его сборки возможные покупатели лайнеров относятся скептически. Так что у России есть шанс опередить Китай – пока он всего лишь пытается наступить нам «на пятки».
Наталья Трефилова