Россия в очередной раз продемонстрировала безграничный либерализм, допустив иностранцев к своим недрам. Наши стратегические месторождения непременно открыты для заморских компаний, которые, однако, будут находиться под всевидящим оком «Газпрома». Монополист уже наметил несколько «горячих кнопок», на которые будет давить для достижения своих целей за рубежом.
Закон «О недрах» пополнился новыми поправками. Теперь иностранные компании могут участвовать в аукционах по стратегическим месторождениям. Однако для этого требуется разрешение правительственной комиссии, а для совершения сделок по распределительному фонду недр необходимо обращаться в государственные органы.
Раньше компании с иностранным контрольным пакетом не допускались к участию в аукционах по разработке стратегических месторождений. Однако, по словам Юрия Трутнева, главы Минприроды, «сейчас предлагается формулировка «по решению правительственной комиссии». Таким образом, появился шанс для их участия, нормы смягчены».
К стратегическим предлагается отнести месторождения, объем запасов которых превышает 70 млн тонн нефти, 50 млрд кубометров газа, 50 тонн коренного золота, а также 500 тыс. тонн меди, и все месторождения на континентальном шельфе.
Между тем, против освоения российских недр иностранцами выступает «Газпром». Об этом заявил в среду заместитель председателя правления компании Александр Ананенков. Представитель российского монополиста ссылается на то, что газовый концерн не желает повторения ситуации, сложившейся с проектами «Сахалин-1» и «Сахалин-2».
«Я подчеркиваю, мы не хотим, чтобы наши недра, принадлежащие государству, разрабатывались с иностранным участием», – отметил представитель «Газпрома».
Однако «Газпром» уже мешает иностранцам развиваться в России. Сахалин – самый яркий тому пример, рассказывает в интервью Bigness.ru Анна Помаскина, аналитик ИФК «Алемар». Кроме того, была еще маленькая шведская компания Lundin, у которой «Газпром» отобрал лицензию на разработку таким же способом, как и на Сахалине.
Как действует газовый монополист? Сначала Росприроднадзор выявляет какие-либо нарушения, а потом «Газпром» как добродетельная организация решает, что надо помочь компании и таким образом получает ее лицензию в обмен на некоторую материальную компенсацию.
Из-за стремления России оградить свои ресурсы от иностранных интересов несколько зарубежных фирм столкнулись с проблемами в российском секторе энергетики в прошлом году. «Газпром» получил от ExxonMobil обещание об отказе от идеи экспортировать газ в Китай с проекта «Сахалин-1», так как это вызвало бы нехватку на внутреннем рынке.
Royal Dutch Shell была вынуждена в 2006 году уступить «Газпрому» контроль над проектом «Сахалин-2» после того, как российские органы по охране окружающей среды пригрозили лишить ее производственной лицензии за нарушение экологического законодательства.
По мнению Александра Кузнецова, аналитика ИК «Проспект», слова представителя «Газпрома» являются своеобразным примечанием к поправкам в закон. «Несмотря на поправки, иностранцам не будет никаких уступок», - отмечает в беседе с Bigness.ru эксперт. При проведении аукционов иностранные и отечественные компании будут поставлены в неравные условия, полагает он.
«Иностранцев пустят на стратегические месторождения в России лишь в случае, если у них на родине российским государственным компаниям будут предоставлены привилегии. Ведь «Газпром» и «Роснефть» весьма интересуют зарубежные сбытовые активы», - рассуждает А.Кузнецов.
Константин Рейли, аналитик ИК «Финам», подтверждает факт того, что «Газпром» хочет активно развиваться на европейском рынке. «То есть его цель - выход на конечных потребителей, покупка электроэнергетических и транспортирующих мощностей для увеличения своей вертикальной интеграции», - рассказывает специалист Bigness.ru.
Стратегия развития российского газового монополиста заключается в том, что он хочет стать глобальной энергетически интегрированной компанией и осуществлять все виды работы – от геологоразведки до сбыта газа и энергии конечному потребителю.
В связи с этим «Газпром» непременно заинтересован в том, чтобы смягчить свою политику относительно западных партнеров и впоследствии занимать определенную переговорную позицию для получения с их стороны льгот и привилегий.
Фактически, это является российским симметричным ответом на европейский "принцип взаимности". Напомним, это принцип, принятый Еврокомиссией в октябре этого года, устанавливает ограничения на деятельность в Европе иностранных компаний из государств, не допускающих европейских инвесторов на свои рынки.
Вследствие этого слова Ананенкова можно расценивать скорее как предупредительный сигнал. «Газпром», используя опыт «Сахалина-1» и «Сахалина-2», знает «болевые точки» иностранцев, на которые в случае чего может нажать. А таким случаем может стать их злоупотребление Соглашением о разделе продукции (СПР).
«В Соглашении о разделе продукции в России достается очень мало средств – и то уже после того, как проект вступил в силу и разработан», - сетует А.Помаскина из ИФК «Алемар». Аналитик считает, что в скором времени в России откажутся от СРП – эта схема стала для нашей страны абсолютно не выгодной.
Эльвира Чукмарова