Можно ли купить здоровье? Есть ли в России качественная платная страховая медицина? К сожалению, почти нет. Ваше здоровье вряд ли кого-то заинтересует даже за большие деньги.
Вместе с тем, к добровольному медицинскому страхованию (ДМС) у россиян отношение почти ритуальное. Долгое время полис ДМС говорил о принадлежности его обладателя как минимум к состоятельному upper-middle class. Считалось, что страховая медицина окончательно и бесповоротно избавляет от условно бесплатного «совка в белых халатах».
Однако время показало, что от «совка» уйти не удалось даже за большие по российским меркам деньги. Заплатив за полис несколько тысяч долларов, нельзя быть уверенным даже в том, что положенные медицинские услуги вообще будут оказаны. Правда в том, что мы по отдельности страховым компаниям… не нужны.
К нам приходит много писем с критикой в адрес коммерческой медицины. Последней каплей стало письмо нашего читателя – назовем его Вадим. Будучи состоятельным человеком, он застраховал здоровье всех членов своей семьи в «Ингосстрахе». Выбор компании вполне логичен: «Ингосстрах» - один из старейших брендов на российском страховом рынке, и за высокой стоимостью его услуг мерещится «повышенное» качество обслуживания.
Так, свою дочку Арину Вадим застраховал по программе «Личный врач-педиатр». В качестве опции он также оплатил «Стационарное обслуживание», предполагающее госпитализацию и услуги «скорой помощи». Итоговая стоимость пакета – свыше двух тысяч долларов США в год.
В самом «Ингосстрахе» корреспонденту Bigness.ru подробно рассказали, что входит в эту программу. Она охватывает практически весь спектр амбулаторно-поликлинического обслуживания. По словам консультанта «Ингосстраха», застрахованные дети будут находиться под постоянным вниманием врача, который должен посещать ребенка – в том числе и без прямой необходимости, не говоря уже о каких-то серьезных поводах. Даже забор материалов для анализов должен сделать на дому личный врач, пропел нам консультант.
Вместе с тем, когда пришла беда, Вадим и его семья остались один на один с проблемой. Двухлетняя дочка нашего читателя на прогулке с няней поскользнулась и сломала себе руку. Срочно нужна помощь, но к кому обратиться? Конечно, к «Ингосстраху» и «личному педиатру»! Однако «врача» происшествие мало впечатлило. «О’кей, я вызову Вам “скорую”», - лишь этим она и ограничилась.
Но и это не все – жена Вадима через полчаса поинтересовалась, приехала ли «скорая», в «Ингосстрахе» остудили её пыл: номер полиса вашей дочки еще не нашли, поэтому дежурная бригада даже не выезжала.
В итоге, проехав полгорода по пробкам, жена Вадима приехала на 40 минут (!) раньше скорой помощи от «Ингосстраха». Правда, и с их приездом ситуация мало сдвинулась к лучшему – лишь для консультации с хирургом девочке была предложена госпитализация в тушинскую больницу. Везти дочь за «консультацией» на северную окраину столицы из её самой южной части было бессмысленным – тем более что обращение в местную районную поликлинику оказалось гораздо более продуктивным, чем все мытарства с медициной «Ингосстраха».
Не было толку и от ингосстраховского врача-педиатра – она не только не решилась посетить свою подопечную, но и не предложила консультацию хирурга уже после наложения гипса.
Когда самое плохое было уже позади (если, конечно, последствия несвоевременного оказания помощи не будут тяжелыми), родители девочки решили поинтересоваться – в чем причина такой прохладной реакции к страховому случаю со стороны страховщика? Прикрепленный врач-педиатр изящно парировала все упреки в её адрес. Вадим и его жена с удивлением узнали, что:
1) «личный врач-педиатр» ничего не знает и не хочет знать об условиях конкретного договора страхования;
2) посещать подопечных она не обязана;
3) родители Арины – неадекватные люди, требующие любви за деньги.
Наш читатель Вадим отреагировал на эту ситуацию жалобой в «Ингосстрах». Однако вряд ли это будет первая подобная жалоба. К сожалению, этот случай демонстрирует в целом систему добровольного медицинского страхования в России.
Причина низкого качества услуг на рынке ДМС заключается в недоразвитости российского страхования в целом, уверен профессор Сергей Ермаков, доктор экономических наук.
«В США на рынке ДМС работает несколько тысяч страховых компаний, ‑ приводит он в пример зарубежный опыт. ‑ У людей есть реальная возможность выбора – где страховать зубы, где тело, где душу. Там борются за клиента».
У нас же отсутствие реальной конкуренции на этом рынке не дает страховщикам мотивацию повышать качество. Впрочем, настоящая конкуренция и не может возникнуть в условиях, когда большая часть населения находится за чертой бедности, отмечает профессор. «Дорогие услуги, в том числе медицинские, недоступны подавляющему большинству россиян», - сказал он Bigness.ru. Кроме того, Ермаков обращает внимание на низкую потребительскую культуру отсталой части наших граждан – далеко не все готовы отстаивать свои права, в том числе и через суд.
«Страхование жизни в России вообще никак не развито», - говорит Ермаков. Напомним, что ДМС начиналось в нашей стране со схем ухода от налогов. До сих пор страховые компании «абсолютно не заинтересованы в математических метода расчетах оптимальной страховой премии», удивляется профессор.
На сегодняшний день ДМС в России нацелено в основном на работу с организациями. Страхуя целиком весь персонал, в каждой отдельно взятой компании страховщик получает усредненный срез общества. Как правило, в таком срезе превалируют люди, которые либо даже не поинтересуются условиями страхования, либо не привыкли бежать к врачу из-за каждого чиха.
К индивидуальному страхованию, как правило, прибегают люди, ценящие свое здоровье, и готовые платить деньги за адекватный пакет услуг. Естественно, страховщики считают таких клиентов потенциально убыточными и в каждом готовы видеть «страхового мошенника».
Артем Сергеев