Россия, являясь крупным производителем и экспортером нефти, отличается удивительно высокими ценами на бензин. Нефтяники объясняют такую несправедливость тем, что несут на себе непосильное налоговое бремя. Однако все способы снижения стоимости топлива все равно приведут к тому, что именно нефтяные компании будут зарабатывать больше.
Цены на бензин в России заметно выше, чем в США – крупнейшем мировом импортере нефти. В то время как в Штатах литр бензина стоит около 63 центов, в России его цена составляет примерно 84 цента (если считать цену за литр 92-го за 21 рубль). Этот факт вызывает, мягко говоря, недоумение у российских автолюбителей, особенно в периоды роста цен на автомобильное топливо. За последние дни в этом плане отличились северные регионы столицы, где цена литра бензина взлетела до 35 рублей за литр.
Вместе с тем, в 14 государствах мира благодаря государственным субсидиям розничная цена за литр автомобильного топлива находится даже ниже мировой цены на нефть. На первом месте стоит Венесуэла с пятью (!) центами за литр бензина, за ней следует Иран – 12 центов. И это выглядит естественным – ведь эти страны являются одними из лидеров по добыче нефти.
Чуть выше цены на бензин в других членах ОПЕК - Катаре, Кувейте, Египте, Йемене, Алжире и Объединенных Арабских Эмиратах. В меньшем объеме дотируют бензин в Азербайджане, Тринидаде и Тобаго, Эквадоре, Анголе, Нигерии, Малайзии, Боливии, Индонезии, Сирии и Аргентине. Там его стоимость составляет от 43 до 62 центов за литр.
В России же власти не только не дотируют производителей и потребителей бензина, но и облагают топливо непосильным налоговым бременем. Именно в этом нефтяники усматривают причину дороговизны российского горючего.
Так, в себестоимости бензина в России около 45% - налоговая составляющая, пояснил Bigness.ru аналитик ИК «Финам» Константин Рейли. Эту цифру аналитик получил, взяв среднюю цену за девять месяцев 2007 года на бензин Аи-92 (596 долларов за тонну), основные налоги, которые можно отнести непосредственно к продаже бензина в стране (88,15 долларов за тонну), акциз на продукты нефтепереработки (высокооктановый бензин) - 140,17 долларов за тонну.
Уменьшить стоимость бензина можно либо снизив налоги, что маловероятно, либо дифференцировав их, считает Александр Кузнецов, аналитик ИК «Проспект».
Дело в том, что внутренняя цена на нефтепродукты зависит от внешней цены. Если на внешнем рынке стоимость повышается, то и на внутреннем она растет – это косвенно связано с налогом на добычу полезных ископаемых, пропорционально связанным с мировыми ценами на нефть.
Для обуздания внутренних цен государство увеличивает экспортные пошлины, которые пересматриваются раз в два месяца. Однако мировые цены растут гораздо быстрее, отмечает в интервью Bigness.ru эксперт. В связи с этим естественно, что компаниям гораздо выгодней экспортировать нефть и нефтепродукты за границу. Из-за этого порой возникает дефицит топлива (недавний пример – кризис месячной давности в Москве), провоцирующий ажиотажный спрос и, как следствие, резкий скачок цен.
«Конечно, можно снизить и НДПИ, но это только добавит нефтяным компаниям прибыли – и все», - размышляет А.Кузнецов, не веря в то, что это сможет сдержать внутренние цены. С помощью ослабления налогового бремени можно значительно увеличить производство нефти и нефтепродуктов, и тогда отечественные НК просто еще больше будут направлять на экспорт, уверен эксперт.
Единственный способ, который сможет это остановить, по словам специалиста, - экспортная пошлина. К.Рейли согласен с этим мнением: «Если экспортная пошлина будет высока, нефтяным компаниям станет выгоднее поставлять свою продукцию на внутренний рынок».
Впрочем, и здесь все не так просто. НК частично закладывают повышение пошлин в себестоимость бензина, что также влияет на его цену, подмечает директор департамента маркетинга НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Елизавета Толстая.
Одной из причин высокой стоимости бензина в России является и деятельность вертикально интегрированных нефтяных компаний, занимающих около 80% рынка нефтепродуктов в стране. На региональном уровне они вполне могут договориться о совместном повышении цены на нефтепродукты, и доказать такой сговор практически невозможно. Со стороны Федеральной антимонопольной службы не раз звучали обвинения в их адрес относительно картельного сговора. Однако предъявить конкретные доказательства так и не удалось.
Говоря о стоимости топлива в России, следует затронуть и тему акцизов. Так, если государство откажется от каких-то определенных акцизов - пусть даже себе в убыток - теоретически можно снизить цены на бензин. Хотя не факт, что эта мера окажет влияние на конечную стоимость бензина, полагает Е.Толстая.
Потребитель, скорее всего, даже не знает, какие есть акцизы. Вследствие этого цены ради него снижаться не будут - они просто останутся на прежнем уровне. Производители топлива, то есть, опять же нефтяные компании, будут зарабатывать больше.
Эльвира Чукмарова