У ЛУКОЙЛа осталась лишь одна надежда хоть как-то поучаствовать в разработке иракских месторождений, которая новая местная власть отобрала у российской компании. Лишь сотрудничество с американской ConocoPhillips может дать «зеленый свет» при вхождении в иракскую «Западную Курну». Однако Соединенные Штаты, на правах победителя Ирака, могут легко использовать ЛУКОЙЛ для решения своих тактических задач.
ЛУКОЙЛ не теряет надежды на включение в разработку месторождения «Западная Курна-2». Несмотря на то, что иракское правительство в одностороннем порядке разорвало соглашение, представители ЛУКОЙЛа по-прежнему отстаивают свои права на данный проект. Кто не пускает Россию в Ирак? Сумеет ли российская нефтяная компания отстоять свои интересы?
Вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун убежден, что его компания имеет все необходимые юридические права для разработки месторождения «Западная Курна-2». Об этом он сказал в интервью американскому журналу Newsweek. По его словам, основной проблемой является отсутствие в Ираке «национального законодательства» в нефтяной сфере.
«Нам просто надо понять, с кем мы должны вести переговоры, у кого есть полномочия», - отметил он. С принятием соответствующих законодательных актов у российской компании будет вырисовываться четкая картина того, куда следует двигаться.
Российско-иракское соглашение о разработке «Западной Курны» было заключено в 1997 году, когда действовал режим Саддама Хусейна. Согласно документу, ЛУКОЙЛу, которым владеет Вагит Алекперов, принадлежало 68,5%, «Машиноимпорту» и «Зарубежнефти» - по 3,25% и министерству нефти Ирака - 25%.
Однако в последние три месяца правления Саддама Хусейна его приближенные обвинили российскую нефтяную компанию в связях с американцами и заявили о разрыве контракта под предлогом того, что его реализация не была начата. Затем Ирак захватили военные действия, в связи с чем переговоры о судьбе «Западной Курны-2» затормозились.
Со свержением власти Саддама Хусейна иракское правительство по-прежнему заявляет о том, что контракт ЛУКОЙЛа на разработку месторождения недействителен. Впрочем, эксперты российской компании считают контракт легитимным и утверждают, что не получали уведомления об аннулировании договора.
Между тем, специалисты уверены в том, что иракское месторождение не потеряно для России. ЛУКОЙЛ будет отстаивать свои позиции, поскольку вложил большие инвестиции в геологическую разведку этого участка, уверен Константин Рейли, аналитик ИК «Финам».
«У ЛУКОЙЛа нет никакого желания терять столь перспективное нефтяное месторождение, поэтому он продолжает добиваться восстановления этого соглашения через различные международные суды, в том числе через правительство России», - отмечает эксперт в интервью Bigness.ru.
Новое правительство Ирана ссылается на то, что место для ЛУКОЙЛа в данном проекте определится в конкурсе на разработку «Западной Курны». Помимо этого, по словам министра нефти Ирака Хусейн аш-Шахрастани, российская нефтяная компания будет участвовать во всех тендерах на общих основаниях, в соответствии с новым законом о нефти, который, однако, иракский парламент до сих пор не может принять.
Само собой разумеется, иракцы не станут разрабатывать месторождение в одиночку. В то же время, «выбирая стратегического партнера иракские государственные компании проявляют большую лояльность не к российским властям, а к американским за счет того, что те, грубо говоря, их туда поставили», делится своим мнением с Bigness.ru Дмитрий Лютягин, аналитик ИК «Велес Капитал».
В то же время, по словам Федуна, ЛУКОЙЛ готов работать в Ираке «при любых политических условиях » и рассчитывает «на поддержку со стороны госдепартамента США». Это связано с тем, что в консорциуме, намеревающемся вести разработку этого месторождения, совместно в ЛУКОЙЛом принимает участие и американская нефтегазовая компания ConocoPhillips.
Аналитики согласны с тем, что у «Западной Курны» появился реальный шанс реализоваться именно с вхождением в проект ConocoPhillips. Ведь благодаря новому проамериканскому правительству Ирака ЛУКОЙЛ и вовсе мог лишиться прав на месторождение, говорит аналитик ИК «Проспект» Александр Кузнецов в беседе с Bigness.ru. Представители Ирака стояли за признание суверенитета Ирака и его прав на владение недрами.
Впрочем, похоже, что Ирак до сих пор не осмыслил то, во что ввязался. Дело в том, что при освобождении территории страны США лишь формально пообещали безусловный контроль над недрами, то есть во власти местных компаний могли остаться только освоенные месторождения, а это 17 штук из 80 разведанных.
Все остальные, в рамках Соглашения о разделе продукции (СРП), являются открытыми для иностранного участия. 64-84% всей иракской нефти переходит в руки иностранных компаний, а прежде всего – американских, главной целью которых является обеспечение потребностей экономики США дешевой – иракской – нефтью.
А.Кузнецов предполагает, что в дальнейшем, при обосновании ConocoPhillips в Ираке будет создано такое законодательство, по которому американская компания будет облагаться меньшим налоговым бременем, а Ирак и российский ЛУКОЙЛ окажутся ограниченными в своих правах.
Получается так, что Америка в очередной раз увенчает себя лаврами победителя и продолжит реализовывать поставленные задачи, то есть вывозить из Ирака за бесценок природные ресурсы, в данном случае – нефть.
Эльвира Чукмарова