В граничащих с Китаем регионах России фактически узаконено хождение китайской валюты. Теперь юань принимают к обмену на рубли (и наоборот) южносибирские и дальневосточные сберкассы.
Впрочем, ничего криминального в этом нет: таким образом власти обеих стран решили легализовать местную трансграничную торговлю, создав все условия для расчета россиян и китайцев в своих национальных валютах.
Удалось ли вытеснить доллар США, как основное расчетное средство – об этом наш разговор с начальником Главного управления Банка России по Хабаровскому краю Галиной Бурой.
‑ В порядке эксперимента, начиная с 1 квартала 2003 года, расчёты и платежи по торговле в приграничных районах между российскими банками и филиалами, зарегистрированными в г. Благовещенск Амурской области и китайскими банками и филиалами, расположенными в г. Хэйхэ провинции Хэйлунцзян, наряду с расчётами в свободно конвертируемых валютах стали осуществляться в рублях и юанях.
Это стало возможно после подписания в августе 2002 года Соглашения между Центральным банком Российской Федерации и Народным банком Китая о межбанковских расчётах в торговле в приграничных районах.
В соответствии с условиями эксперимента, определёнными Протоколом по реализации Соглашения между Банком России и НБК от 2 декабря 2002 года, межбанковские расчёты в национальных валютах осуществляются через соответствующие корреспондентские счета. Эти корреспондентские счета открываются друг у друга российскими и китайскими банками на основании заключаемых между ними договоров. Средства в российских рублях и китайских юанях на этих корреспондентских счетах могут быть использованы для осуществления текущих платежей в пользу юридических и физических лиц, совершения операций по покупке и продаже национальных валют, взаимному кредитованию в этих валютах.
На корреспондентские счета могут быть зачислены средства юридических и физических лиц, полученные от внешнеэкономических операций в приграничных районах. Кроме этого банки могут зачислять и снимать со своих корреспондентских счетов денежные средства, образующиеся при проведении расчётов по приграничной торговле двух стран, для ввоза и вывоза наличных средств в национальных валютах двух стран.
‑ Каковы итоги данного эксперимента?
‑ Положительными итогами эксперимента явилось следующее:
- использование национальных валют позволило сделать расчёты по неорганизованной (т.н. «челночной») приграничной торговле более прозрачными, поскольку перевели их в русло межбанковских расчётов, что
позволило более реально оценить внешнеторговый оборот приграничных территорий;
- исключение из расчётов валюты третьих стран позволило ускорить оборачиваемость капиталов и снизить издержки субъектов внешнеэкономической деятельности по конвертации валют для осуществления торговых расчётов;
- использование расчётов в национальных валютах способствовало упрощению и ускорению процедур осуществления внешнеторговых операций.
С учётом полученных результатов российская и китайская стороны в Протоколе от 24 сентябре 2004 года пришли к согласованному решению о целесообразности распространения действия условий Соглашения с 1 января 2005 года на все сопредельные приграничные территории двух стран. Со стороны Российской Федерации на следующие территории – Республика Алтай, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Читинская область, Еврейская автономная область. А со стороны Китайской народной республики на следующие территории - провинция Хэйлунцзян, Автономный район Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский Автономный район и провинция Цзилинь.
При этом с ноября 2006 года НБК в целях содействия активизации расчётов в национальных валютах в приграничной торговле расширил географические рамки территорий в Китае, где расположены банки, имеющие право осуществлять расчёты в национальных валютах, распространив эти права на всю территорию четырёх провинций и автономных районов Китая, прилегающих к российско-китайской границе.
Основные итоги реализации Соглашения о межбанковских расчётах в торговле в приграничных районах годы свидетельствуют о том, что оно явилось важной вехой в становлении и развитии взаимовыгодных отношений между банковскими структурами соседних государств как на уровне национальных, так коммерческих банков, способствовало активизации внешнеэкономических связей в приграничных районах.
Анализ данных, полученных на основе согласованного и налаженного между территориальными учреждениями Банка России и Народного банка Китая мониторинга и информационного обмена данными по единому перечню показателей в соответствии с Протоколом от 5 сентября 2007 года, позволяет дать следующую оценку состояния дел в банковском обслуживании торговли в приграничных районах.
‑ Насколько востребованным оказалось межбанковское соглашение?
‑ В рамках предоставленных Соглашением прав российские банки приграничных территорий (к ним относятся зарегистрированные на 6 приграничных территориях уполномоченные банки, а также филиалы российских банков, головные офисы которых расположены в иных субъектах Федерации) открыли на настоящий момент времени 20 рублевых корреспондентских счетов типа «ЛОРО») китайским коммерческим банкам. Аналогично, китайские банки открыли 21 корреспондентский счет типа «НОСТРО» в юанях своим российским контрагентам.
Кроме того, расчеты между приграничными банками осуществляются с использованием прямых корреспондентских счетов в свободно конвертируемых валютах (СКВ), число которых достигло 43 (25 счетов типа «НОСТРО» и 18 счетов типа «ЛОРО» российских коммерческих банков).
Операции по корреспондентским счетам типа «ЛОРО» российских банков приграничных территорий (в рублях и СКВ). Доля операций в рублях составила половину от совокупного оборота денежных средств по корреспондентским счетам, открытым китайскими коммерческими банками в российских банках приграничных территорий.
Остальные операции осуществлялись в СКВ. При этом их доля превысила 50% от общероссийского объема операций по корреспондентским счетам, открытым китайским коммерческим банкам в СКВ в России.
Анализ информации подтвердил значительную территориальную неравномерность распределения движения денежных средств по корреспондентским счетам в рамках Соглашения. Так, свыше 84% рублевых операций приходилось на банки Амурской области и более 15% - на банки Приморского края. Объем операций в СКВ распределился в пользу банков Хабаровского края (почти 60%). Меньшая часть операций проводилась с использованием корреспондентских счетов в СКВ, открытых в банках Амурской области (23%) и Читинской области (свыше 17%).
Необходимо отметить, что рублевые средства, зачисленные на счета китайских кредитных организаций в банках Амурской области, были в полном объеме использованы для конверсии в доллары США. В то же время, доля аналогичных операций по рублевым корреспондентским счетам, открытым в банках Приморского края, не превысила 60%.
Что касается операций по корреспондентским счетам типа «НОСТРО» российских банков приграничных территорий (в китайских юанях и СКВ), то течение всего периода мониторинга операций в рамках Соглашения наблюдалось отсутствие спроса со стороны российских резидентов на китайский юань, что выразилось в минимальном объеме движения денежных средств по корреспондентским счетам, открытым в китайских юанях (зачислено и списано менее 300 тысяч единиц денежных средств долларовом эквиваленте).
Для осуществления операций по корреспондентским счетам, открытым российскими банками приграничных территорий в китайских коммерческих банках, использовалась почти исключительно СКВ.
При этом доля банков Хабаровского края составила немногим более 57%, Амурской области - 26% и Приморского края - 16%.
В целом на операции по счетам российских банков приграничных территорий пришлось менее 12% от общероссийского оборота по корреспондентским счетам типа «НОСТРО» открытым в китайских банках в свободно и ограниченно конвертируемых валютах.
‑ Что Вы можете сказать об операциях российских банков приграничных территорий с наличным китайским юанем?
‑ Анализ сведений, поступивших в Банк России, свидетельствует о том, что востребованность наличного юаня физическими лицами на приграничных территориях по-прежнему остается на невысоком уровне. В период с сентября 2006 г . по май 2007 г . российские банки приграничных территорий продали через свои обменные пункты 28,8 млн. китайских юаней, что составило всего 0,3 % от общего объема наличной иностранной валюты, купленной физическими лицами в указанных банках. Объем же купленных банками у физических лиц наличных юаней не превысил 0,8% от суммы покупок всех видов наличной иностранной валюты.
При этом следует отметить, что по отчётности банков, расположенных вне приграничных территорий, валютно-обменные операции с наличным китайским юанем ими практически не осуществляются.
‑ В какой степени удалось перевести приграничную торговлю в национальные валюты России и Китая?
‑ Ведущими торговыми партнерами российских предприятий и организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность на приграничных территориях, являются резиденты Китайской Народной Республики. За период с сентября 2006 г . по май 2007 г . на их долю приходилось более 31% платежей по импорту товаров и свыше 38% - по экспорту.
В то же время, в расчетах за поставляемые товары участники внешнеторговой деятельности в подавляющем большинстве оказывают предпочтение долларам США, которые являются основной валютой денежных переводов. Из общей суммы экспортной выручки, зачисленной в указанном периоде на счета резидентов в российских банках приграничных территорий по контрактам, заключенным с резидентами КНР (674 млн. денежных единиц в долларовом эквиваленте), лишь менее 1% приходилось на российские рубли.
При оплате импортируемых товаров доля рублей заметно выше - почти 10% из перечисленных китайским предприятиям 546 млн. денежных единиц в долларовом эквиваленте. При этом рубль в качестве валюты платежа по контрактам использовался почти исключительно предприятиями Приморского края, а расчеты в китайских юанях производились в незначительном объеме.
Заметно выше по предприятиям приграничных регионов в сравнении с общероссийскими показателями доля рублевых расчетов с резидентами Китая в экспорте и импорте товаров. По экспортной выручке она составила примерно 1% (в целом по России не более 0,3%), по платежам за импортируемые товары - соответственно 10% и 3%.
В целом можно говорить о позитивных тенденциях в ходе реализации Соглашения по использованию российской национальной валюты в системе расчетов российских и китайских участников внешнеэкономической деятельности, находящихся на приграничных территориях. Об этом, в частности, свидетельствует наблюдаемый существенный рост объемов зачисления рублей на корреспондентские счета ЛОРО китайских банков, открытые в российских банках.
Так, в 2006 году по сравнению с 2005 года их суммарные объемы увеличились примерно в 3 раза до 12 млрд. рублей, и в 2007 году, по предварительной оценке, исходя из сложившейся тенденции за первые шесть месяцев, они будут, по крайней мере, не меньше, чем годом ранее. При этом следует отметить, что в общем объеме денежных средств, зачисленных на корреспондентские счета китайских банков, рублевые платежи и платежи в иностранной валюте распределились примерно поровну.
‑ Несмотря на эти позитивные тенденции, доля расчётов в национальных валютах по внешнеэкономическим операциям в приграничных районах до сих пор мала в сравнении с растущими объёмами приграничной торговли. В чем же дело?
‑ Это объясняется наличием ряда нерешённых проблем, сдерживающих прогресс в выполнении целей, поставленных Соглашением.
Во-первых, сфера применения расчётов в национальных валютах не охватывает значительную долю внешнеэкономических сделок связанных с оказанием услуг. Прежде всего, это касается такого востребованного на приграничных территориях вида услуг как приграничного туризма. Тем более, что договорённость о распространении условий Соглашения на расчёты и платежи по туристическим услугам в приграничных районах были зафиксированы в итоговых документах встреч глав правительств России и Китая в прошлом году.
Во-вторых, в условиях увеличения объёмов взаиморасчётов в национальных валютах всё более значимой становится проблема конвертации валют. От неё во многом зависит сбалансированность потоков денежных средств при проведении расчётов, экономическая заинтересованность субъектов внешнеэкономической деятельности в проведении расчётов с использованием национальных валют, а, следовательно, и увеличение доли расчётов в национальных валютах в общем объёме приграничной торговли.
Следует учитывать и различия, существующие в политике управления и механизмах регулирования валютных курсов двух стран. Так, российский рубль движется в направлении свободно конвертируемой валюты, а китайский юань остаётся до настоящего времени конвертируемым только по текущим операциям. Исходя из этого, следует признать обоснованным предложение китайской стороны рассмотреть возможность введения прямых котировочных курсов юань/рубль для китайских банков.
В-третьих, практика осуществления межбанковских расчётов свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования их механизмов и правил.
Это касается предоставления возможности банкам двух стран открытия дополнительных к уже существующим корреспондентских счетов: российским банкам в китайских банках в российских рублях, и, соответственно, китайским банкам в российских – в китайских юанях. Что позволит им оперативно проводить прямые конверсионные операции в национальных валютах без привлечения валюты-посредника в виде долларов США.
В-четвёртых, расширение сферы использования национальных валют предполагает активизацию банков, обслуживающих приграничную торговлю, к использованию всех возможностей, предоставленных условиями Соглашения.
Прежде всего, это относится к использованию свободных остатков средств на открытых корреспондентских счетах. Учитывая преобладающий характер использования расчётов в рублях, сложившийся в приграничной торговле, представляется целесообразным обратить внимание китайских банков на возможность использования свободных рублёвых средств на их корреспондентских счетах в российских банках для проведения операций по межбанковскому кредитованию. Кроме этого, данные средства могут быть использованы для расчётов по внешнеэкономическим операциям хозяйствующих субъектов двух стран и инвестиционным проектам за пределами приграничных территорий.
В-пятых, необходимо осуществление дальнейшего сотрудничества между российскими и китайскими банками в сфере развития платёжных систем, проведения операций с использованием банковских карт путём перехода от сотрудничества отдельных банков к сотрудничеству крупных платёжных систем, что будет способствовать оптимизации наличного оборота и расширению сферы использования национальных валют в приграничных районах. Требуют своего скорейшего разрешения вопросы, связанные с организацией ввоза (вывоза) наличных денежных средств в национальных валютах для проведения валютно-обменных операций в приграничных районах, и процедур их таможенного оформления.
В-шестых, своего внимания требуют вопросы дальнейшего совершенствования информационного взаимодействия между территориальными учреждениями Банка России и территориальными отделениями Народного банка Китая, более полной реализации возможностей содержащихся в Протоколе к Соглашению от 5 сентября 2006 года, в части обмена представляющей взаимный интерес информацией о нормативных правовых и иных актах, а также их изменениях и дополнениях, регламентирующих вопросы осуществления межбанковских расчётов в торговле в приграничных районах.
‑ Если выше указанные проблемы будут решены, чего удастся достичь?
‑ Решение вышеуказанных проблем должно способствовать укреплению межбанковского сотрудничества в приграничных районах и повышению уровня банковского обслуживания приграничной торговли. В результате этого будут созданы благоприятные предпосылки для постановки вопроса о расширении рамок использования национальных валют в торгово-экономических отношениях между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой.
Герман Напольский