Атрибуты роскошной жизни – автомобили Jaguar и Land Rover – скоро, видимо, будут собирать в Индии. Ford Motors на невыгодных для себя условиях избавляется от этих легендарных марок. Их покупателем станет компания, известная разработкой автомобиля для нищих – самого дешевого в мире.
Индийские автопроизводители впервые выйдут на мировой рынок, купив известнейшие марки – Jaguar и Land Rover . Нынешний владелец этих марок, компания Ford Motors Company , в ближайшие дни объявит об их продаже индийскому автоконцерну Tata Motors .
Если быть точным, Tata будет названа в качестве основного претендента на европейские марки Ford . Сделка, как ожидается, может быть проведена в начале 2008 года.
Ford избавляется от Jaguar и Land Rover с тем, чтобы поправить свои дела в США. Действительно, дела у «детройтской тройки» ( General Motors , Chrysler и Ford ) дела идут весьма скверно – по всем показателям их обгоняют японские и корейские конкуренты. По предварительным прогнозам на конец этого года, продажи Ford будут на 16% ниже, чем в прошлом году.
Поэтому все вырученные от сделки с индусами средства – а Ford планирует заработать около $2 млрд – будут пущены на реструктуризацию концерна.
Вообще, обстоятельства этой сделки вызывают сомнения у многих экспертов. Во-первых, затраты на приобретение и невозвращенные инвестиции в развитие этих брендов во много раз превышают максимальную цену продажи этих марок индусам. Так, в 2000 году Land Rover обошелся Ford -у в 3 млрд. евро, что по курсу тех лет составляло $2,7 млрд. А компенсация убытков Jaguar обошлась американскому концерну минимум в $2 млрд (если не учитывать затраты в размере $2,5 млрд на приобретение компании - за давностью лет).
Справка:
Обе люксовые марки до недавнего времени не считались особо успешными на мировом рынке. Jaguar известен своими спортивными и роскошными автомобилями, а также многочисленными победами в международных гонках. Торговая марка Jaguar была приобретена Ford -ом в 1989 году у британского правительства, когда дела у производителя мощных спорткупе пошли неважно. За многие годы компании Ford так и не удалось вывести Jaguar на прибыльный уровень. Компания Land Rover, знакомый многим по своим внедорожникам, был выкуплена у BMW в 2000 году. Продажи машин этой старой британской марки не радовали владельцев до последнего времени. Кроме того, на родном для Land Rover -а британском рынке репутация этих внедорожников с точки зрения надежности, мягко говоря, не самая лучшая.
Во-вторых, Land Rover только-только начал показывать рекорды продаж: впервые за 59-летнюю историю существования бренда преодолен барьер в 200 тыс. проданных автомобилей. Мировые продажи Land Rover достигли 205 717 автомобилей в ноябре 2007 года, что на 27% лучше показателей аналогичного периода 2006 года. Кстати, немалой долей этого успеха Land Rover обязан российским покупателям.
Тем не менее, решение Ford окончательное и бесповоротное. Так кто продолжит славную традицию британских спорткаров и внедорожников?
Tata Group – одна из крупнейших корпораций Индии, лидирующая на автомобильном, металлургическом, гостиничном и многих других рынках, порой самых неожиданных.
Tata Motors была основана в 1960 году и на сегодняшний день находится среди лидеров индийского автомобилестроения, являясь крупнейшим производителем автобусов и грузовых автомобилей.
Широкую известность в мире Tata Motors получила за разработку сверхдешевой малолитражки (с двигателем объемом всего 0,6 л и мощностью 33 л/с). Стоимость автомобиля составляет около $2,5 тысяч.
Очевидно, что с таким багажом (в виде бюджетных низкокачественных машин) тяжело выходить на рынки развитых стран, что входит в планы индусского автогиганта. Видимо, поэтому Tata Motors предпринимает меры по радикальному изменению её имиджа – частью этой стратегии и призвана стать покупка дорогих европейских брендов.
Не исключено, что в сделке по приобретению Jaguar и Land Rover индусы могут задействовать средства своих итальянских партнеров из FIAT .
Сохраняться ли производственные мощности Jaguar и Land Rover в Европе – неизвестно. С рыночной точки зрения, индийской компании было бы логично воспользоваться своим уникальным конкурентным преимуществом – дешевой и относительной качественной рабочей силой, то есть перенести производство в Индию.
Именно так поступила китайская Nanjing Automobile, которая в 2005 году приобрела британский MG Rover. В настоящее время некогда легендарную марку производят где-то в Китае.
Вопрос качества в современном автомобилестроении все больше отодвигается на задний план, поэтому у Tata есть все шансы снять сливки с легенд европейских дорог.
Сергей Малинин