Цены на автомобильное топливо продолжают расти, возмущаются автолюбители по всей стране. Не помог ни мораторий на рост цен, о котором трубили все СМИ, ни сезонный фактор – зимой спрос на автомобильное топливо традиционно снижается.
В отдельных регионах фиксировались резкие скачки цен на 2-4 рубля за 92-й или 95-й бензин. По данным исследовательского центра «Кортес» в среднем по стране за истекший месяц в розничной торговле бензин подорожал на 3%. Дизельное топливо поднялось на 5,6%, и то – за счет увеличения доли «зимней» солярки.
При этом, надо понимать, что эта статистика - лишь верхушка айсберга. Считается, что цены должны больше расти у независимых продавцов топлива, которым принадлежит не более 20-25% всего розничного рынка. При этом оптовые цены, по которым они закупают бензин и солярку, росли в два раза быстрее, чем в среднем по рознице. Сети АЗС, входящие в вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНКи), могут себе позволить сдерживать цены. Однако и они не остались в долгу – цены на наиболее востребованные виды топлива немного выросли даже на них.
Где же обещанный мораторий? «Моратория в полном смысле этого слова не было», - сказал Bigness . ru Алексей Груздев, заведующий отделом статистики и анализа компании «Кортес». Он напомнил, что на совещании Минтопэнерго с представителями ВИНКов нефтяники всего лишь заявили, что якобы «в России нет основания для роста цен».
В «Кортесе» считают, что это противоречит реальной ситуации: «К росту внутренних цен на топливо неизбежно приводит привязанность НДПИ и экспортных пошлин к мировым ценам, которые росли рекордными темпами с сентября и до сих пор».
Результатом стал рост оптовых цен на автомобильное топливо с октября на 16-20%, сказал Bigness . ru Андрей Кузнецов, руководитель площадки по торговле нефтепродуктами NGE.Ru. По его мнению, это стало в первую очередь критично для независимых сетей АЗС. «Оптовая цена растет в течение трех месяцев и независимые работают в минус. Как коммерческое предприятие они стоят на распутье - либо повышать цену в рознице, либо избавляться от бизнеса, либо использовать дешевое, скажем так, "компаундированное" топливо, - рассуждает Кузнецов. - Повысить цены они не могут, так как их цены станут неконкурентными. Остаются два других пути – но оба нанесут ущерб бизнесу». Впрочем, российским АЗС не впервой лить в баки граждан суррогатный бензин из «прямогонки».
Отметим, что прежде аналитики предсказывали остановку цен. Причем не столько из-за несуществующего моратория, сколько из-за объективных факторов: традиционное зимнее снижение спроса, снижение мировых цен на нефть.
Однако, говорит Груздев, приостановка нефтяного ралли пока не отразилась на внутрироссийском рынке: по мнению эксперта, это «связано с тем, что российские цены примерно на две недели запаздывают за мировыми» - из-за особенностей налогового администрирования.
У зимы также не было шансов благотворно повлиять на цены. «Нефтяники хотят соблюдать норму прибыли. И если налоги повышаются, они стараются независимо от спроса диктовать свои цены», считает эксперт из «Кортеса». Груздев также предположил, что в ряде регионов, в которых сети некоторых ВИНКов доминируют на рынке, могут происходить ценовые сговоры – впрочем, это уже зона компетенции Федеральной антимонопольной службы.
Справка (по данным «Кортес»):
Рост среднерыночных оптовых цен от ноября к декабрю:
- Аи92 – на 6%
- Аи95 – на 3%
- ДТ (летнее) – на 6%
- ДТ (зимнее) – более чем на 13%
Рост розничных цен от ноября к декабрю:
- Аи92 – на 3%
- Аи95 – на 2,8%
- ДТ (всё) – на 5,6%
Сергей Малинин