Бюджет помогает поддерживать Союзное государство как геополитическую реальность.
14 декабря в Минске состоится заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства. Для участия в нем в столицу Белоруссии город Минск прибудет Президент России Владимир Путин. Это будет первый визит Главы российского государства в белорусскую столицу за последний год.
Главным вопросом в повестке дня будет принятие бюджета Союзного государства на 2008 год.
В повестку дня заседания Высшего Государственного Совета включены 13 вопросов, в том числе о союзном бюджете, который будет на 10% больше предыдущего и составит более 4 млрд. российских рублей.
Помимо основного финансового документа, Высший госсовет рассмотрит более 10 производственных и социальных программ, в том числе в области машиностроения, строительного комплекса, высоких технологий, ликвидации последствий чернобыльской аварии, а также проект Конституционного Акта Союзного государства.
Именно о главном вопросе ‑ бюджете Союзного государства ‑ мы решили поговорить с заместителем Государственного секретаря Союзного государства Альбертом Степановым.
-Альберт Валентинович, скажите пожалуйста, каковы параметры бюджета Союзного государства на будущий год, предлагаемого на утверждение Главам государств?
-Проект бюджета Союзного государства на 2008 год определен по доходам в сумме 4 061 млн. российских рублей. Он сформирован за счет отчислений Российской Федерации в размере 2 640 млн. рублей, Республики Беларусь – 1 421 млн. российских рублей.
Благодаря бюджету обеспечивается ряд направлений союзного строительства. Финансируются совместные проекты и программы, направленные на увеличение конкурентоспособности интегрированной продукции, выпускаемой белорусскими и российскими предприятиями. Из союзного бюджета в рамках двух государств выделяются средства на внедрение новых современных инновационных технологий.
В проекте консолидированного бюджета на 2008 год предусмотрены следующие направления расходов: промышленность, энергетика, строительство ‑ 33,0%; военно-техническое сотрудничество, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности Союзного государства ‑ 13,1%; культура и искусство, социальная политика, здравоохранение и физическая культура, образование, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий ‑ 12,1%; средства массовой информации ‑ 10,8%, содержание органов Союзного государства – 7,8%. Всего проектом бюджета предусмотрено профинансировать в 2008 году 38 союзных программ, подпрограмм и мероприятий.
Кроме того, в проекте бюджета Союзного государства на 2008 год в разделе «Прочие расходы» зарезервированы средства на финансирование семи новых совместных программ, которые предполагается утвердить до конца текущего или в следующем году.
Среди них такие программы, как обустройство внешней границы Союзного государства, создание высоких технологий в сфере специальных оптоэлектронных систем и сверхвысокочастотных элементов, внедрение информационных технологий в систему общих таможенных процессов, «Космос-НТ», унификация законодательства в социально-трудовой сфере, а также совместные программы в области обороны и безопасности.
В последнее время во взаимоотношениях между Белоруссией и Россией очень актуален вопрос расчетов за российские энергоресурсы, поставляемые в Белоруссию. Но в то же время Белоруссия и Россия составляют единое Союзное государство. Возможен ли расчет за поставляемые в Белоруссию российские энергоресурсы через механизмы Союзного бюджета?
‑ Да, была у нас такая мысль использовать союзный бюджет как некий трансфертный механизм для компенсации, так сказать, для сглаживания роста в цене энергоресурсов.
Технически, мы посмотрели, это сделать возможно.
Но встал вопрос целесообразности ‑ зачем это нужно. В результате мы даже остановили эту дискуссию. Эту тему мы решили просто ее не обсуждать, даже коллегам ее не доводили.
Как говорит Владимир Путин, это (вопрос оплаты Беларусью поставок российских энергоресурсов- ред.) дело хозяйствующих субъектов, отсюда мы и исходим. «Белтрансгаз», «Газпром», или «Белнефтехим» ‑ пусть они разбираются
‑ Что, по-вашему, в целом значит наличие Союзного бюджета у Союзного государства?
‑ Союзный бюджет поддерживает Союзное государство как геополитическую реальность. Ведь именно благодаря наличию и исполнению Союзного бюджета поддерживаются, обустраиваются и т.п. такие важнейшие государственные элементы Союзного государства, как граница, таможенные зоны.
Мы выделяем деньги на взаимодействие военных, мы выделяем деньги на обучение силовиков и в этом смысле мы ‑ государство, потому что Союзный бюджет – самый милитаризированный. 56% бюджета Союзного государства тратится на укрепление его внутренней и внешней безопасности. Но при всем при этом ни на сколько не спадает необходимость увеличения доли расходов на социальные программы и мероприятия.
Вообще в целом Союзный бюджет ‑ самый большой бюджет в интеграционных образованиях на постсоветском пространстве. В частности, бюджет Союзного государства, в случае утверждения его Высшим Государственным Советом 14 декабря, составит 4 миллиарда 61 миллион российских рублей, то бюджеты других интеграционных образований не достигнут и миллиарда.
‑ Как Вы оцениваете исполнение бюджета Союзного государства в 2007 году?
‑ С исполнением бюджета Союзного государства 2007 года имеются определенные проблемы. Указанный вопрос даже рассматривался 19 октября текущего года на последнем заседании Совета Министров Союзного государства.
Для того, чтобы эту ситуацию поправить, было проведено несколько совещаний, Совмин вообще здесь очень серьезный импульс дал, и сейчас тенденция в данном вопросе уже выправляется на положительную.
Хотя есть резкая разница в исполнении бюджета на белорусской и российской территории.
Что касается исполнения бюджета на белорусской территории ‑ то здесь ситуация у меня сомнений и тревожности никакой не вызывает.
Вновь данный вопрос, как ожидается, будет рассмотрен 26 декабря на очередном заседании Совета Министров Союзного государства. Надеюсь, Совмин серьезно поставит вопрос о работе госзаказчика (программ Союзного государства ‑ ред.), отдельные из которых очень плохо справляются со своими обязательствами по исполнению данного бюджета, в частности, как говорил Павел Бородин, не выбирают выделенные им деньги.
И вообще по ряду программ эта ситуация, с невыбиранием положенных средств ‑ это просто волокита, это просто неприоритетность.
Что касается Союзной программы по производству универсального энергетического средства (спецавтомобиль повышенной проходимости для сельхозработ широкого профиля – прим. ред.), перебои с финансированием которой наблюдаются, это является ни чем иным, как проявлением конкурентной борьбы. Два года, к сожалению, Минпромэнерго России ни копейки денег для данной Союзной программы не тратит.
‑ Можно ли более подробно остановится на реализации Программы Союзного государства по дизельному автомобилестроению, которая в свое время позволила поднять на ноги очень много заводов как на белорусской, так и на российской территории?
‑ Здесь также наблюдаются задержки с финансированием. Но, несмотря на это, люди продолжают работать над ее выполнением. Люди работают, они нам верят, производя продукцию за счет собственных там оборотных средств и так далее.
Документы ля того, чтобы продолжить финансирование данной программы, внеся изменения в Союзный бюджет 2007 года, в настоящее время находятся у председателя Совета Министров Союзного государства, руководителя Правительства России Виктора Зубкова.
В случае, если указанные изменения нам удастся внести, то они позволят нам (Постоянному комитету Союзного государства ‑ ред.) все-таки успеть отдать эти деньги тем, кто в них очень нуждается и без которых не может начать реальные шаги по продолжению производства.
В целом можно оценить программу по дизельному автомобилестроению как великолепную, хотя она и дала в последнем отчетном периоде доходность лишь около двух процентов.
Герман Напольский