Долгострой мостов – об этой проблеме мало говорят, однако она таит в себе реальную угрозу для жителей десятков городов России. Не имея надежных переправ, многие города обречены в случае чрезвычайных происшествий. А происшествия на древних паромных и ледовых переправах не поддаются исчислению. Какую надежду дали гражданам чиновники?
Летом - на пароме, зимой - по льду. Только так сегодня могут перебраться жители Камбарки на другой берег реки Камы. Такой способ переправы не оставляет большей части населения города шансов выжить в случае ЧП.
В межсезонье, когда лед еще не совсем окреп - переправы нет. Эта ситуация никак не вписывается в рамки безопасности, говорят спасатели. Отсутствие моста через реку чревато гибелью тысяч людей.
Дело в том, что в Камбарке расположен стратегически опасный объект - завод по утилизации химоружия (люизита). Естественно, когда строили завод некоторые пути эвакуации на случай утечки люизита и вредных выбросов предусмотрели. Однако, на взгляд начальника главного управления МЧС РФ по УР, генерал-майор Тамази Габричидзе мост Камбарке необходим как воздух.
Справка
Люизит ‑ отравляющее вещество кожно-нарывного действия. Люизит относят к стойким отравляющим веществам. Он обладает общеядовитым и кожно-нарывным действием при любых формах его воздействия на организм человека. Люизиту присуще также раздражающее действие на слизистые оболочки и органы дыхания.
По словам генерал-майора, несмотря на острую необходимость, мост никто не включил в список наиболее важных объектов при строительстве завода по уничтожению люизита. «Паром может перевезти чуть больше 50 человек, а в зоне защитных мероприятий находится не только Камбарка, а еще несколько поселков, численность населения этой зоны более 16 тысяч человек!», - сообщил Bigness.ru собеседник.
Пути эвакуации есть, но не известно, в какую сторону будет дуть ветер в случае ЧС, опасается Тамази Габричидзе. «Не дай бог, если что-то случится, и, вдруг, те пути эвакуации, которые сегодня существуют, окажутся в зоне заражения. А у нас через Каму не перебросить столько людей. Мост поможет во время ЧС перебраться гораздо быстрее и обойтись, что говорится, «малой кровью».
С генерал-майором солидарен и Президент Союза химической безопасности Лев Федоров. «Конечно, надо думать о том, как людей спасать, но у нас никогда об этом не думали, не думают и сейчас. Ничего нового тут нет. Это чистая демагогия. Нормы безопасности диктуют, что людей надо спасать, а для этого нужно то, третье, пятое, десятое. Однако в той же Камбарке, где утилизируют люизит, который поражает, в первую очередь, кожные покровы, людям вдруг почему-то раздали противогазы, но не обеспечены средствами защиты кожи и никто не собирается этого делать!» - возмущенно высказался эксперт в интервью Bigness.ru.
По его словам, аналогичная ситуация с мостом обстоит и в Пензенской области, где тоже утилизируют химическое оружие. «В 8 километрах от Пензы находится такой же склад химоружия, только химоружие пострашнее люизита: зоман и VХ-газы. Это предприятие тоже скоро запустят. Местные начали возмущаться: «нам нужен мост, мы не спасем город, если что!» В ответ чиновники сверху договорились в обмен на строительство моста исключить город Пенза из зоны защитных мероприятий. То есть, в случае чрезвычайной ситуации они не собираются вывозить людей!», - сообщил Федоров.
Что касается моста через Каму в Камбарке, в Минстрое Удмуртии считают, что этот мост «никаким образом не связан с объектом по уничтожению химоружия. Этот мост нужен, прежде всего, чтобы соединять Удмуртию коротким путем с Башкирией, Татарстаном, Пермской областью и Екатеринбургом. Чем это хорошо для Удмуртии - мы получим прямую, постоянно действующую связь с другими регионами. Это будет способствовать развитию нашей сети дорог. Мост будет платный, я думаю, там будут серьезные транспортные потоки», - поделился заместитель министра строительства Удмуртии Александр Ходырев с Bigness.ru.
Ходырев признает, что в строительстве моста есть необходимость, но больше - экономическая. Чиновник дал понять, что «химзавод в 2009 году закончит свое существование, там закончится уничтожение химотходов».
По словам замминистра, местные власти лоббируют строительство моста, уже идет подготовка к проектированию. Однако все упирается в финансы: «Деньги мы ждем федеральные. Стоимость моста оценивается примерно 6-8 млрд. рублей. У Удмуртии таких денег, возможно, не будет никогда. Мы не можем миллиарды вкладывать на строительство моста, который имеет федеральное значение», - поясняет Александр Ходырев.
Между тем, на днях первый вице-премьер России Сергей Иванов на открытии нового моста через реку Вятка в Кировской области пообещал россиянам, что «все мосты в России, сооружение которых начиналось еще во времена СССР, будут достроены через два года».
Напомним, что это сооружение уже окрестили «мостом пяти регионов». Он будет «соединять Татарстан, Удмуртию, Кировскую область, а также транспортные потоки, направляющиеся в Нижегородскую область и Пермский край. На торжественном мероприятии Иванов поделился, что до 2009 года в России достроят еще 13 мостов, недостроенных со времен советской эпохи.
Что же касается моста через Каму в Камбарке, на взгляд экспертов, у этого объекта, как и многих других не очень радужные перспективы. «Наше государство не заставишь раскошелится, я так думаю. Со строительством моста тянули несколько лет еще до утилизации химоружия в Камбарке, года через полтора она закончится, а моста так и не будет», - прогнозирует Лев Федоров.
Эксперт уверен, строительство мостов должно стать важной стратегической задачей руководства страны. «Если вы сейчас сядете в Москве на машину и по шоссе поедете в направлении Владивостока, то не доедете до пункта назначения по суше. Это значит, что вы не управляете страной. Это еще Столыпин понял», - заключает Федоров.
Наталья Трефилова